Правила общения с тревожными детьми

  • Избегайте состязаний и каких-либо видов работ, учитывающих скорость.
  • Не сравнивайте ребенка с окружающими.
  • Чаще используйте телесный контакт, упражнения на релаксацию.
  • Способствуйте повышению самооценки ребенка, чаще хвалите его, но так, чтобы он знал, за что.
  • Чаще обращайтесь к ребенку по имени.
  • Демонстрируйте образцы уверенного поведения, будьте во всем примером ребенку.
  • Не предъявляйте к ребенку завышенных требований.
  • Будьте последовательны в воспитании ребенка.
  • Старайтесь делать ребенку как можно меньше замечаний.
  • Используйте наказание лишь в крайних случаях.
  • Не унижайте ребенка, наказывая его.
  • Общаясь с ребенком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
  • Если по каким-либо объективным причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
  • Доверяйте ребенку, будьте с ним честными и принимайте его таким, какой он есть. Пусть он живет в атмосфере тепла, любви и заботы, и тогда проявятся все его многочисленные таланты.

 

Анкета «Признаки тревожности»

Инструкция: «Отметьте критерии, которые проявляются у Вашего ребенка».

  1. Не может долго работать, не уставая.
  2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
  3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
  4. Во время выполнения заданий, очень напряжен, скован.
  5. Смущается чаще других.
  6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
  7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
  8. Жалуется, что ему сняться страшные сны.
  9. Руки у него обычно холодные и влажные.
  10. У него нередко бывает расстройство стула.
  11. Сильно потеет, когда волнуется.
  12. Не обладает хорошим аппетитом.
  13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
  14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
  15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
  16. Часто не может сдержать слезы.
  17. Плохо переносит ожидание.
  18. Не любит браться за новое дело.
  19. Не уверен в себе, в своих силах.
  20. Боится сталкиваться с трудностями.

Если проявляются более 14 признаков - у ребенка высокий уровень тревожности.

 

Рецепты избавления от признаков тревожности

(для взрослых)

Содержание

Пути выполнения

№ 1

Постарайтесь более позитивно относиться к жизни

Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений

Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное

№ 2

Относитесь к людям так, как они того заслуживают

Выискивайте в каждом человеке не недостатки, а их позитивные качества

№ 3

Относитесь к себе с уважением

Составьте список своих достоинств

Убедите себя в том, что вы имеете таковые

№ 4

Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится

Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе

Если да - то не откладывайте

№ 5

Начинайте принимать решение самостоятельно

Помните, что не существует правильных и неправильных решений

Любое принятое вами решение вы всегда можете оправдать и обосновать

№ 6

Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние

Приобретайте любимые книги, магнитофонные записи

Имейте и любите свои «слабости»

№ 7

Начинайте рисковать

Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика

№ 8

Обретите веру любую: в человека, в судьбу, в обстоятельства и пр.

Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных ситуаций

Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите

 Родителям и тревожным детям будут полезны релаксационные упражнения. Выполнение этих упражнений совместно с детьми способствует не только физическому расслаблению организма, но и укреплению доверительных отношений между взрослым и ребенком.

 «Драка». Упражнение помогает расслабить мышцы нижней части лица и кистей рук.

 Представьте, что вы с другом поссорились. Вот-вот начнется драка. Глубоко вдохните, крепко-прекрепко стисните зубы. Сожмите как можно сильнее кулаки, до боли вдавите пальцы в ладони. На несколько секунд затаите дыхание.
Задумайтесь: а, может, и не стоит драться? Выдохните и расслабьтесь. Ура! Неприятности позади! Встряхните кистями рук. Почувствовали облегчение?

 «Веселый - грустный». Игра помогает расслабить мышцы лица.

 Взрослый предлагает ребенку вспомнить различных героев любимых сказок. Затем просит ребенка ответить на следующие вопросы: «Кто из этих героев самый добрый? А кто самый злой? Кто самый веселый? А кто самый грустный? А каких ты еще знаешь героев (удивленных, испуганных и т.д.)?» Затем все названные персонажи ребенок рисует на листе бумаги. После этого взрослый говорит: «Я сейчас попробую загадать какого-либо из этих героев и показать, как он выглядит. А ты отгадай, кто это». Ребенок отгадывает, какой из нарисованных персонажей бывает таким. Затем ребенок изображает выражение лица любого героя, а взрослый отгадывает, кто это.

 «Ласковый мелок». Игра способствует снятию мышечных зажимов, развитию тактильных ощущений.

 Существует хорошее развлечение - рисовать или писать на спине друг у друга различные картинки или буквы, а затем отгадывать, что изображено. Взрослый говорит ребенку следующее: «Мы с тобой будем рисовать друг другу на спине. Что ты хочешь, чтобы я сейчас нарисовал?



Добавить комментарий