СППС Гимназии №1

Если ты хочешь определить свой жизненный путь, выбрать профессию, поговорить о проблемах, рассказать об успехах, выразить себя и позитивно смотреть на жизнь…

Всегда рады видеть тебя

 

 

Педагог социальный:
Гальвидис Е.В.

Педагог социальный:
Замышляева Е.В.
 

Педагог–психолог:
Гордиевская Оксана
Владимировна

Что такое социально-педагогическая и психологическая служба (СППС)

Правовой уголок

На базе государственного учреждения образования «Гродненский областной социально-педагогический центр» главного управления образования Гродненского областного исполнительного комитета организована работа приёмной Национальной комиссии по правам ребёнка по рассмотрению обращений и приёму несовершеннолетних, их законных представителей и иных граждан по вопросам защиты прав и законных интересов детей.

                        

Региональная приёмная Национальной комиссии по правам ребёнка находится по адресу:

230009, г. Гродно, ул. М.Горького, д. 79, 2 этаж, каб. 214

Запись на прием производится по телефону: 8 (0152) 55 70 33

Также обращение Вы можете направить на электронный адрес: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Ответственный: Хомбак Наталья Анатольевна, заведующий отделом защиты прав и законных интересов несовершеннолетних. 

 Время работы: понедельник с 8.30 до 17.30 обед с 13.00 до 14.00,

выходной – суббота, воскресенье

Республиканская приемная Национальной комиссии по правам ребёнка

Приёмная Национальной комиссии по правам ребёнка находится по адресу:

220030, г.Минск, ул.Кирова, 16, каб.108, тел. +37517 327 31 38

Запись на прием производится по тел. 8 017 327 31 38

 

«Насилие в семье - умышленные действия физического, психологического, сексуального характера члена семьи по отношению к другому члену семьи, нарушающие его права, свободы, законные интересы и причиняющие ему физические и (или) психические страдания».

Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений»

Насилие в отношении женщин, как подразумевается, охватывает следующие случаи, но не ограничивается ими:

 «физическое, половое и психологическое насилие, которое имеет место в семье, включая нанесение побоев, половое принуждение в отношении девочек в семье, насилие, связанное с приданым, изнасилование жены мужем, повреждение женских половых органов и другие традиционные виды практики, наносящие ущерб женщинам, внебрачное насилие и насилие, связанное с эксплуатацией».

Декларация об искоренении насилия в отношении женщин Ст.2

Домашнее насилие это не то, что нужно скрывать, замалчивать, терпеть либо страдать от него. Случай семейного насилия, если он произошёл, необходимо остановить, чтобы предотвратить его повторение в будущем. Существует ряд простых действий, которые помогут разобраться, что делать в ситуации, когда насилие происходит в семье.

ДОМАШНЕЕ НАСИЛИЕ ИЛИ БЫТОВОЙ КОНФЛИКТ?

Домашнему насилию может подвергнуться любой из нас, как ребенок, так и взрослый, пожилой человек, женщина или мужчина. Супруг может проявить агрессию в отношении супруги, и наоборот, родители в отношении детей, а дети в отношении родителей, братья и сестры – по отношению друг к другу. Дети могут проявить агрессию в виде насилия по отношению к своим братьям либо сёстрам.

При общении в семье могут совершенно естественно возникать конфликты и ссоры, но не все они являются насилием.

Домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени периоды множественных видов насилия.

 

  1. 1.Нарастание напряжения в семье.
  2. 2.Насильственный инцидент. Происходит вспышка жестокости вербального, эмоционального или физического характера. Сопровождается яростью, спорами, обвинениями, угрозами, запугиванием.
  3. 3.Примирение.
  4. 4.Спокойный период в отношениях («медовый месяц»).

После «медового месяца» отношения возвращаются на первую стадию, и цикл повторяется. С течением времени каждая фаза становится короче, вспышки жестокости учащаются и причиняют больший ущерб. Пострадавшая (-ий) не в состоянии урегулировать ситуацию самостоятельно. (Домашнее насилие как проблема современного общества. Пазухина С. В., Фокин И. В., Фуртаева Е. И., НОУ ВПО Тульский институт управления и бизнеса, г. Тула).

Следует отметить, что очень сложно действовать трезво и осознанно в данной ситуации. Когда угроза исходит со стороны самых близких людей, требуется огромное мужество, чтобы принять решение и прекратить ситуацию агрессии. Для этого зачастую приходится обратиться за помощью к специальным службам. Стыд от того, что это происходит с тобой, и страх, что узнают родственники, соседи или коллеги по работе, зачастую останавливает от разрешения проблемы. Более того, в нашем обществе сложилось устойчивое мнение, что о проблемах, которые происходят в стенах дома, нужно молчать. Многие обычно так и поступают: молча терпят и ждут, когда всё наладится. К сожалению, однажды проявившееся насилие вероятнее всего повторится, и не раз. В этом главное отличие домашнего насилия от обычного межличностного конфликта. Принятие решения – раз и навсегда покончить с ситуацией насилия у себя дома – избавит от дальнейших страданий.

ВИДЫ ДОМАШНЕГО НАСИЛИЯ

Ежегодно в органах внутренних дел регистрируется огромное количество бытовых конфликтов с причинением насилия, повлекших за собой тяжёлые последствия. В 2014 году было совершено 2 208 преступлений в сфере семейно-бытовых отношений. Всего за минувший год “в быту” было совершено 41 738 административных правонарушений.

Согласно исследованиям чаще всего от семейного насилия страдают женщины и девочки. По данным ООН, около 70% женщин в мире подвергались насилию в течение своей жизни. По данным обращений, поступающих на общенациональную горячую линию для пострадавших от домашнего насилия в Беларуси 8-801-100-8-801, 93% пострадавших составляют женщины. Агрессорами чаще выступают мужчины: бывшие супруги, проживающие совместно, отцы, сыновья, сожители. Среди женщин чаще всего проявляют агрессию дочери по отношению к родителям и матери по отношению к детям. Сообщается также о случаях насилия со стороны супруги и со стороны сожительницы в отношении супруга / сожителя.

Важно различать, что насилие имеет разные проявления. Выделяют несколько видов насилия в семье: физическое, сексуальное, психологическое и экономическое.

Физическое насилие – это прямое или косвенное воздействие на жертву, с целью причинения физического вреда, выражающееся в нанесении побоев, увечий, тяжких телесных повреждений, побоях, толчках, пинках, шлепках, пощёчинах и тд.

Сексуальное насилие – это насильственные действия, когда человека силой, угрозой или обманом принуждают вопреки его желаниям к какой-либо форме сексуальных отношений.

Психологическое насилие – нанесение вреда психологическому здоровью человека, проявляющееся в оскорблениях, запугивании, угрозах, шантаже, контроле, и т п.

Экономическое насилие – материальное давление, которое может проявляться в запрете обучаться, работать, лишением финансовой поддержки, полным контролем над доходами.

 

В одной и той же ситуации могут проявляться несколько видов насилия одновременно, например, физическое (нанесение побоев), психологическое (оскорбления и угрозы), экономическое (лишение финансовых средств).

Ввиду сложившихся заблуждений, причинение насилия может считаться нормой. Вспомним бытующую поговорку «Бьет – значит любит». Насилие может проявляться и во внешне благополучных семьях, поэтому важно прекратить замкнутый круг.

 

При анализе феномена насилия в семье важно избегать суждений, согласно которым уместно ставить знак равенства между понятиями «конфликт» и «ситуация насилия». Домашнее насилие представляет собой повторяющиеся во времени инциденты (паттерн) множественных видов насилия. Наличие паттерна — важный индикатор отличия домашнего насилия от просто конфликтной ситуации в семье

Брайцева, Е.А. Женское супружеское насилие — Нижний Новгород, 2008г.

 

Следует помнить, что личная неприкосновенность и безопасность является неотъемлемым правом любого человека.Всеобщая Декларация прав человека, которая была принята Организацией Объединенных Наций в 1948 году, гласит, что все люди имеют право на жизнь без насилия.

“Статья 1. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах”

“Статья 5. Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим достоинство обращению и наказанию”.

В ситуации насилия есть все необходимые правовые инструменты и возможности, чтобы её остановить. Выбор за вами! 

 

НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ — ЭТО ВЫБОР ОБИДЧИКА

Многие люди склонны считать, что бытовое насилие и жестокое обращение является следствием потери контроля обидчика (агрессора) над его/ее поведением. Однако, несмотря на это, на самом деле насилие является осознанным выбором, направленным на получение контроля над вами и вашим поведением.

Обидчики используют различные тактики, чтобы манипулировать вами и показывать свою власть:

Доминирование – агрессоры должны чувствовать себя ответственными за отношения. Они будут принимать решения за вас и других членов семьи, будут говорить вам, что делать , и ожидают от вас, что вы будете слушаться их беспрекословно. Ваш обидчик может относиться к вам как к прислуге, ребенку или даже как к его собственности .


Унижение – обидчик будет делать все, что он или она может, чтобы заставить вас чувствовать себя несовершенными, униженными. В такой ситуации он/она рассчитывает, что, если вы считаете, что ничего не стоите, и что никто не захочет с вами создавать другие отношения, у вас будет меньше шансов, чтобы принять для себя решение уйти. Оскорбления, брань, порицание и общественное унижение — оружие злоупотребления, направленные на то, чтобы подорвать вашу самооценку и заставить вас чувствовать себя беспомощными .

Изоляция – для того, чтобы повысить вашу зависимость от него или нее, агрессор будет пытаться отрезать вас от внешнего мира. Он или она могут запрещать вам видеться семьей или друзьями, или даже запрещать вам идти на работу или учебу. Возможно, вам придется спрашивать разрешения , чтобы сделать что-либо, сходить куда-либо или увидеться с кем-либо . 

Угрозы – агрессоры обычно используют угрозы, чтобы вы не смогли уйти от него/ее, или пытаются напугать вас, чтобы вы не смогли пожаловаться на него/нее. Ваш обидчик может угрожать обидеть или убить вас, ваших детей, других членов семьи или даже домашних животных. Он или она также могут угрожать покончить жизнь самоубийством, подать ложные обвинения против вас или донести на вас в социальные службы по защите детей.

Запугивание – обидчик может использовать различные тактики запугивания, направленные на то, чтобы подчинить вас. Такая тактика включают угрожающие взгляды или жесты, погромы на ваших глазах, уничтожение собственности, причинение боли домашним животным. Это сигнал того, что если вы не подчинитесь, могут быть жестокие последствия.

Отрицание и вина – обидчики очень хорошо прибегают к извинениям, даже за то, что не может быть прощено. Они будут винить их оскорбительное и агрессивное поведение как следствие плохого детства, плохого дня и даже могут обвинять вас в этом. Обидчик может минимизировать насилие или даже опровергать, что это произошло . Он или она будет пытаться переложить ответственность на вас: так или иначе, его или ее жестокое и оскорбительное поведение — это ваша вина.

Своевременная диагностика этих тактик позволит вам сделать правильный выбор для выхода из насильственных отношений!

Помните, агрессоры в состоянии контролировать свое поведение-они делают это все время:

• Агрессоры выбирают в отношении кого применять насилие. Они не оскорбляют, не угрожают или нападают на всех, кто расстраивает их. Как правило, они применяют насилие в отношении близких им людей, тех, кого по их утверждению, они любят. 
• Агрессоры тщательно выбирают, когда и где применять насилие. Они контролируют себя, пока вокруг есть люди, которые могут увидеть их насильственное поведение. Они могут вести себя, как ни в чем не бывало в общественных местах, но применяют насилие, как только остаются наедине со своей жертвой.

• Агрессоры в состоянии прекратить свое насильственное поведение, когда они видят, что это может принести для них выгоду. Большинство агрессоров на самом деле в состоянии прекратить насильственное поведение, когда это может затронуть их интересы (например, когда приезжает милиция).

• Агрессоры чаще всего применяют насилие таким образом, чтобы не было видимых следов. Вместо того чтобы действовать в порыве ярости, многие агрессоры, которые применяют физическое насилие, тщательно направляют свои пинки и удары в те места, где не будет видно синяков.

Насилию нет оправдания! 

 

Насилие не зависит от образования, социального статуса и доходов родителей.

Прежде чем применить физическое наказание к ребенку,

 

ОСТАНОВИТЕСЬ!

    НАСИЛИЕ – это воздействие одного человека на другого, нарушающее гарантированное конституцией право граждан на личную неприкосновенность (в физическом и духовном смысле).

 

ВИДЫ НАСИЛИЯ:

   ФИЗИЧЕСКОЕ – нанесение травм ребенку при избиении, или при ранении другими способами.

 

   МОРАЛЬНОЕ – унижение достоинства ребенка, словесное оскорбление, брань, угрозы в его адрес, демонстрация неприязни к нему, а также  унижение, в сравнении с другими детьми.

 

   ПСИХИЧЕСКОЕ – воздействие на психику ребенка, путем запугивания, угроз с целью сломать волю ребенка к сопротивлению, к отстаиванию своих прав.

 

  СЕКСУАЛЬНОЕ – использование детей в прямых сексуальных контактах или вовлечение их в действия, при которых насильник получает сексуальную стимуляцию или удовлетворение.

 

  ПРЕНЕБРЕЖЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЯМИ РЕБЕНКА – родители или замещающие их лица не обеспечивают ребенка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям, что наносит вред психологическому или физическому здоровью ребенка.  Выделяют также пренебрежение медицинской помощью – несогласие на вакцинацию и иммунизацию.

 

В жизни дети обычно переживают одновременно несколько его видов.

 

Специалисты утверждают, что физические наказания:

 1.Преподают ребенку урок насилия.

 2.Они нарушают безусловную уверенность, в которой нуждается каждый ребенок — что он любим.

 3.В них содержится ложь: притворяясь, будто решают педагогические задачи, родители, таким образом, срывают на ребенке свой гнев. Взрослый бьет ребенка только потому, что его самого били в детстве.

 4.Физические наказания учат ребенка принимать на веру противоречивые доказательства: «Я бью тебя для твоего собственного блага». Мозг ребенка хранит эту информацию.

 

5.Они вызывают гнев и желание отомстить, желание это остается вытесненным, и проявляется только много позже.

 6.Они разрушают восприимчивость к собственному страданию и сострадание к другим, ограничивая, таким образом, способность ребенка познавать себя и мир.

 

Какой урок из этого выносит ребенок?

 

1.Ребенок не заслуживает уважения.

2.Хорошему можно научиться посредством наказания (оно обычно научает ребенка желанию наказывать, в свою очередь других).

3.Страдание не нужно принимать близко к сердцу, его следует игнорировать (это опасно для иммунной системы).

4.Насилие — это проявление любви (на этой почве вырастают многие извращения).

5.Отрицание чувств — нормальное здоровое явление

6.От взрослых нет защиты.

 

Каким образом проявляется вытесненный гнев у детей?

 

1.Насмешками над слабыми и беззащитными.

2.Драками.

3.Унижением девочек, символизирующих мать.

4.Плохим отношением к воспитателю.

5.Выбором видео и игр, дающих возможность заново испытать вытесненные чувства ярости и гнева

 

СТРАТЕГИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

 

1. ПОДАВАЙТЕ ХОРОШИЙ ПРИМЕР. Угрозы, а также битье, психическое давление, оскорбления и т.п. редко улучшают ситуацию. Ваш ребенок берет за образец Ваше поведение и будет учиться у Вас как справляться с гневом без применения силы. Установите границы. Ограничения учат самодисциплине и тому, как контролировать взаимные эмоции, базируясь на ненасилии.

 

2. ЕСЛИ ВЫ НЕ ЗАЩИТНИК СВОЕМУ РЕБЕНКУ, ТО КТО ЖЕ ВЫ? Последствия того, если ребенок чувствует себя неудачником, могут выражаться в насильственных действиях с его стороны: драках, уничтожении имущества, жестокости и даже самоуничтожении.

 

3. ГОВОРИТЕ ДЕТЯМ О НАСИЛИИ, КОТОРОЕ ПОКАЗЫВАЮТ ПО ТЕЛЕВИЗОРУ, а не просто выключайте телевизор. Объясните им, что в большинстве своем насилие, показываемое в фильмах — это продукт, созданный для того, чтобы развлекать, возбуждать, держать зрителя в напряжении. И что это совсем не означает, что такую модель поведения нужно применять в своей жизни.

 

4.НЕЛЬЗЯ НЕДООЦЕНИВАТЬ ВАЖНОСТЬ СЛОВ «Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ». Дети любого возраста нуждаются в одобрении, поцелуях, объятиях, дружеских похлопываниях по плечу. Они хотят слышать » Я горжусь тобой!»

 

5. Если Вы или кто-либо из Вашей семьи чувствует одиночество, нелюбовь, безнадежность или у Вас проблемы с наркотиками или алкоголем — ищите помощь. Считается, что более половины всех насильственных действий совершается употребляющими алкоголь или наркотики.

 

ГОРДИТЕСЬ СВОИМ РЕШЕНИЕМ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПОМОЩЬЮ. ЭТО ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ, НО ОНО ОТРАЖАЕТ ВАШУ ЗРЕЛОСТЬ. ЭТО ПОМОЖЕТ ПРЕДУПРЕДИТЬ НАСИЛИЕ. ЗАЩИТИТЬ СВОЕГО РЕБЕНКА.

 

Успешное формирование личности ребёнка, его полноценное развитие во многом зависят от различных факторов, но влияние семьи на человека любого возраста несравнимо по своему значению ни с чем больше. Влияние семьи проявляется в создании и поддержании определённых условий, которые способствуют оптимальному развитию ребёнка в современном обществе. Именно в семье происходят становление и развитие личности человека: закладываются необходимые умения и навыки, формируется характер, приобретается опыт общения с другими людьми.

Влияние родителей на развитие ребёнка огромно. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками, и, наоборот, как правило, нарушение детско-родительских отношений ведёт к формированию различных психологических проблем и комплексов. В целом современные детско-родительские отношения отличаются сложностью и общей тенденцией на уровне социума пренебрежением родительскими обязанностями. Особенно тревожным моментом является частое проявление жестокости в семье, что наносит ущерб физическому и психическому здоровью ребёнка, его благополучию.

 

 Виды ответственности лиц, допускающих жестокое обращение  с детьми, в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

 

В белорусском законодательстве насилие рассматривается как весьма сложное явление, хотя в уголовном праве республики выделяется только два вида насилия: физическое и психическое. Но далее психическое насилие дифференцируется на угрозу: убийством, причинением телесного повреждения, уничтожением или повреждением имущества. Каждый из названных видов по интенсивности подразделяется на опасное и не опасное для жизни и здоровья человека. Кроме того, проявления жестокости могут быть преднамеренными или импульсивными, сознательными или неосознанными, выражаться в совершении активных действий и в бездействии. Последнее в отношении ребенка признается противоправным только в тех случаях, когда на допустившего бездействие обязанность действовать возложена законом, например, при уклонении от исполнения родительских обязанностей или от уплаты алиментов.

За нарушение прав детей, в том числе в виде насилия, родители, лица их заменяющие, или другие взрослые несут ответственность не только нравственного, но и юридического порядка, на основании административного, уголовного, семейного и/или гражданского права. Одним из обязательных условий юридической ответственности выступает вина, наличие или отсутствие которой является определяющим при выборе санкций, например, в семейном праве. Так, если законные представители ребенка виновны в неисполнении своих обязанностей, к ним может быть применена мера ответственности в виде лишения родительских прав. Если те же действия они совершили из-за душевного заболевания, то к ним применяется мера защиты, т.е. отобрание детей без лишения родительских прав. Кроме того, при назначении наказания учитывается характер и последствия нарушений прав детей, наличие или отсутствие специальных обязанностей в отношении несовершеннолетнего, причины и мотивы действий взрослых, системность и пр.

Конкретно право детей на защиту своих законных интересов и личности от любых видов эксплуатации и насилия закреплено в Конвенции ООН о правах ребенка, Законе РБ "О правах ребенка", Кодеке РБ о браке и семье, Уголовном кодексе и других нормативных правовых актах следующим образом.

Так, Конвенция ООН о правах ребенка дает определение понятию "жестокое обращение" (ст. 19) и оговаривает необходимость принятие следующих мер:

 

    обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребенка (ст. 6);

    защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребенка, от посягательств на его честь и репутацию (ст. 16);

      организацию борьбы с болезнями и недоеданием (ст. 24);

   признание права каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);

   защиту ребенка от сексуального посягательства (ст. 34) и других форм жестокого обращения (ст. 37);

    оказание помощи ребенку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст. 39).

Закон РБ "О правах ребенка" также утверждает, что "каждый ребенок имеет право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия" (ст. 9). К сожалению, на практике дети, страдающие от злоупотреблений особенно со стороны родителей, очень редко обращаются за защитой своих прав. По данным социологических опросов, почти половина (40 %) жертв насилия, в том числе несовершеннолетних, не обращаются в правоохранительные органы из-за неверия в возможность наказать виновного, зависимости жертвы от истязателя. Учитывая эту ситуацию, Закон "О правах ребенка" (ст. 9) обязывает окружающих незамедлительно сообщать о ребенке, попавшем в кризисную ситуацию, в компетентный государственный орган.

Эта же мера закреплена в Кодексе РБ о браке и семье, где детализируется, что защита прав и законных интересов ребенка осуществляется родителями или лицами, их заменяющими (ст. 73), а в ряде случаев органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Дети имеют право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей или иных лиц, при этом ребенок до 14 лет вправе самостоятельно обращаться за защитой своих прав и законных интересов в Комиссию по делам несовершеннолетних (КДН), органы опеки и попечительства, а по достижении четырнадцати лет – в суд. Должностные лица организаций и иные граждане, которым станет известно об угрозе жизни или здоровью ребенка, о нарушении его прав и законных интересов, обязаны сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту фактического нахождения ребенка. При получении таких сведений орган опеки и попечительства должен принять соответствующие меры.

Защита ребенка от различных форм насилия предусмотрена также нормами Кодекса РБ об административных правонарушениях (КРБоАП) и Уголовного кодекса (УК). Согласно этим нормативным актам все антиобщественные действия (бездействия), совершаемые в отношении детей и подростков, можно разделить на следующие 4 условные группы:

     против жизни и здоровья (убийство; доведение или склонение к самоубийству; истязание; умышленное нанесение легких телесных повреждений или побоев; причинение тяжких телесных повреждений и др.);

    опасные для жизни и здоровья (оставление в опасности; заражение венерической болезнью, СПИДом; невыполнение обязанностей по воспитанию и обучению детей и др.);

    нарушающие нормальное половое развитие (изнасилование; насильственные действия сексуального характера; развратные действия и др.);

    нарушающие уклад семейных отношений и интересов (вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления или в антиобщественное поведение; доведение до состояния опьянения; уклонение родителей от содержания детей; злоупотребление правами опекуна или попечителя и др.).

Подчеркнем, что в нашем законодательстве как отягчающее обстоятельство расценивается совершение любого преступления или правонарушения в отношении: а) заведомо малолетнего лица (до 14 лет), б) находящегося в беспомощном состоянии, в материальной или иной зависимости от виновного; а также в) вовлечение лиц до 18 лет в правонарушение или преступление.

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся ситуации

 

Прежде всего, отметим, что предусматривается ответственность за невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей (ст. 9.4 КРБоАП). Наказание может быть вынесено в том случае, если несовершеннолетние, которым не исполнилось 16 лет, совершают правонарушения либо такие преступления, административная или уголовная ответственность за которые наступает после достижения виновными названного возраста.

Кроме того, все граждане старше 18 лет могут быть привлечены к административной ответственности, если вовлекают несовершеннолетнего в антиобщественное поведение, покупая ему алкогольные напитки или иначе склоняя к употреблению алкоголя либо одурманивающих веществ (ст. 17.4 КРБоАП). А, за умышленное причинение ребенку телесных повреждений, имевших незначительные последствия, длившиеся не более шести дней, наказание наступает для лиц старше 14 (ст. 9.1 КРБоАП).

Если же последствия оказались более тяжелыми, в действие вступает УК, в котором устанавливает наказание за нанесение ребенку умышленных тяжких телесных повреждений, к которым относятся опасные для жизни и здоровья, и вызвавшие расстройство здоровья на срок свыше 4-х месяцев (ст. 147 УК); менее тяжких, не опасных для жизни, но вызвавших расстройство здоровья на срок от 3 недель до 4 месяцев (ст. 149 УК); легких, повлекших расстройство здоровья, продолжительностью более 6 дней, но не свыше 3 недель (ст. 153 УК). По этому преступлению дело заводится только по требованию потерпевшего или его законных представителей.

        Таким образом, в соответствии с нормами нашего законодательства к ответственности можно привлекать подростков старше 14 лет, допускающих насилие над более младшими или слабыми детьми. Однако, если повреждения нанесены по неосторожности или в состоянии аффекта, возможно смягчение наказания (ст. 150, 155 УК). Степень тяжести любых телесных повреждений определяет только с помощью судебно-медицинской экспертизы.

Более серьезная ответственность установлена за истязание, совершенное в отношении заведомо для виновного несовершеннолетнего (ч. 2 ст. 154 УК). Под истязанием понимается - умышленное причинение продолжительной боли или мучений способами, вызывающими особые физические и психические страдания, либо систематическое нанесение побоев, но без тяжких последствий. Как считают некоторые юристы, истязанием является также лишение ребенка сна, пищи, длительное оставление его в темном, холодном помещении и т.д. Истязания осуществляются только умышленно, т.е. лицо старше 16 лет должно осознавать, что причиняет боль и страдания.

Кроме того, в связи с физической и психологической незрелостью детей можно говорить о таком нарушении их прав, как оставление в опасности. Причем, степень угрозы для жизни и здоровья несовершеннолетнего зависят от его возраста и других обстоятельств, поэтому определяется применительно к конкретной ситуации. Так, маленький и беспомощный ребенок, может тяжело заболеть и даже погибнуть, если останется один хоть на короткий срок, например, зимой в лесу. Для детей старше 2 лет представляет опасность размещение в доступных местах моющих и чистящих средств, соды, уксуса, лекарств, спичек, емкостей с горячими жидкостями и др. Уточним, что в уголовном праве выделяют умышленное и не умышленное (по неосторожности) оставление в опасности. Если родители или лица, их заменяющие, сознательно поместили ребенка в опасные для жизни условия, допуская возможность его гибели, и такое случилось, то виновные будут нести ответственность как за убийство (например, если мать оставила голого младенца зимой на улице). Но если родители, подсознательно желая смерти ребенку, не оказали ему помощи, когда он находился в опасности (например, в горящей квартире), то в случае его гибели они не будут отвечать как за убийство, поскольку опасность возникла не вследствие их действий, а по иным обстоятельствам, например, из-за собственной неосторожности ребенка.

Однако при неоказании помощи потерпевшему ребенку ответственность наступает вне зависимости от результатов (т.е. спасения или гибели) и наличия умысла. В целом, уголовная ответственность установлена за бездействие в следующих случаях:

        Неоказание, находящемуся в опасности несовершеннолетнему помощи, которая могла быть предоставлена без вреда для жизни или здоровья помогающего либо других лиц. Например, когда тонет ребенок, а заметивший это и умеющий плавать взрослый проходит мимо; несообщение в соответствующие учреждения или компетентным лицам о требуемой помощи. Например, если родители или лица, их заменяющие, не в состоянии сами вылечить тяжело больного ребенка и не обращаются к медицинским работникам.

Отдельного упоминания заслуживают суицидальные попытки. Дело в том, что в нашей стране не считается преступником человек, покушавшийся на самоубийство и оставшийся жить. Однако, в уголовном кодексе закреплена ответственность за доведение лица до суицида путем жестокого обращения, систематического унижения личного достоинства (оскорбление, принуждение к унизительным действиям, негуманное отношение и т.д.). Более того, предусматривается усиление наказания за те же действия, совершенные в отношении лица, находящегося в зависимости от виновного (ч. 2 ст. 145 УК). Именно под эту норму подпадают взаимоотношения родителей и несовершеннолетних детей, педагогов и учеников. Считается, что взрослые должны предвидеть последствия жестокого обращения с детьми с учетом неустойчивости их психики, возможной неадекватной оценки сложившейся ситуации. И если ребенок подталкивается к самоубийству, то за подобные действия ответственность наступает как за умышленное убийство.

Однако, в законодательстве разграничивают доведение до самоубийства и склонение к нему. В первом случае, обвиняемый осознает, что жестоко обращается или унижает ребенка, но может не предвидеть возможности совершения им суицида. Во втором случае, желание совершить самоубийство вызывается сознательно, и под склонением к суициду понимается умышленное возбуждение решимости уйти из жизни, в результате чего потерпевший предпринимает такую попытку, которая может закончиться его гибелью.

Заметим также, что в последнее время несовершеннолетние часто становятся жертвами преступлений, направленных против половой неприкосновенности или свободы. Подобные деяния караются достаточно сурово, особенно если от насильника пострадал ребенок, что обусловлено физической слабостью детей, незнанием ими приемов защиты, а также сравнительно быстрой потерей возможности к сопротивлению. К самым тяжким преступлениям в этой сфере относится изнасилование – половое сношение вопреки воле потерпевшей. Оно может совершаться, во-первых, с применением или угрозой применения насилия в виде причинения физической боли различными способами, во-вторых, с использованием беспомощного состояния потерпевшей и/или психического давления в виде угроз, оскорблений и т.д. (ст. 166 УК). Кроме того, изнасилованием будет считаться и половое сношение без применения насилия с лицом моложе 18 лет, если в силу своего возраста, отставания в умственном развитии, болезненного либо бессознательного состояния, вызванного, например, алкоголем или наркотиками и т.п. потерпевшая заведомо для виновного не понимала характера совершаемых с нею действий. Уточним, что ст. 166 УК квалифицирует преступления в отношении лиц женского пола, а насильственные действия сексуального характера над мужчинами квалифицируются по статье 167 УК.

Особую опасность для ребенка несет изнасилование, совершаемое, как это нередко случается, отчимом или сожителем матери. Инцест, т.е. сексуальные отношения между членами семьи или кровными родственниками, принадлежит к одной из самых эмоционально-болезненных форм сексуального использования детей. К сожалению, такой вид сексуального насилия практически с одинаковой частотой встречается и в дисфункциональных, и в "нормальных” семьях.

При изнасиловании несовершеннолетней причиняется ущерб её здоровью, нормальному физическому и психическому развитию, поэтому ответственность несут как посягнувшие на ребенка взрослые, так и те, которые должны были это предвидеть. Причем добровольное согласие на вступление в половую близость несовершеннолетней, понимающей характер и значение половых отношений, но не достигшей 16-летнего возраста, не освобождает насильника от ответственности (ст. 168 УК).

Установлена в законодательстве и ответственность за развратные действия в отношении ребенка (ч. 1 ст. 169 УК), куда входят поступки виновного, направленные на удовлетворение половой страсти без сношения (принуждение ребенка совершать какие-либо сексуальные акты, например, дотрагиваться до гениталий насильника). Сюда же относятся действия, направленные на нездоровое возбуждение полового чувства несовершеннолетних: непристойные прикосновения, демонстрация порнографических изданий, совершение в присутствии детей половых актов и пр. При выяснении подобных обстоятельств необходимо учитывать, что дети легко поддаются внушению, уговорам взрослых, особенно если это один из родителей.

В отдельную главу УК РБ выделены преступления, нарушающие семейный уклад и интересы несовершеннолетних, включая вовлечение их в совершение преступления (поскольку детям при привлечении к ответственности назначается более мягкое наказание) или иное антиобщественное поведение (ст. 172 и 173), а также злоупотребление правами опекуна или попечителя. Вовлечением считаются любые действия, возбуждающие стремление к совершению преступлений, в том числе: а) прямое склонение ребенка к совершению преступления посредством уговоров, обещаний материальных выгод, подарков и др. б) использование его неведения и доверчивости; в) принуждения, применение насилия или угрозы. В понятие антиобщественного поведения входит систематическое употребление спиртных напитков и других одурманивающих веществ; проституция; бродяжничество; попрошайничество; изготовление предметов порнографического характера. Возможно соединение бродяжничества с попрошайничеством – выведение детей на улицу в плохой одежде для создания видимости крайне бедственного положения.

Попустительство в отношении антиобщественного поведения несовершеннолетних не влечет уголовной ответственности родителей, а вызывает привлечение законных представителей к административной ответственности.

Особенно опасны для детей, оставшихся без родительского попечения, злоупотребления со стороны опекуна (попечителя). В этом случае опекунство (попечительство) прекращается путем отстранения опекуна. И если опекун а) использовал предоставленные ему права в целях получения материальной выгоды за счет опекаемого или б) жестоко обращался с подопечным, или в) умышленно оставлял его без надзора, что повлекло существенное ущемление прав и законных интересов несовершеннолетнего, то в дополнение он может быть привлечен к уголовной ответственности на основании статьи 176 УК.

 

«Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения,

жестокости и эксплуатации».

Принцип 9 Декларации прав ребенка (20 ноября 1959 года)

Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, где его любят

 и заботятся о нем!

 

Не будьте равнодушными!