06 Ноябрь 2012
ЗАСЕДАНИЕ № 1 (сентябрь)
ТЕМА. Нормативно-правовое и учебно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса по биологии, химии, географии.
ЦЕЛЬ: изучение основных подходов к преподаванию биологии, химии, географии в 2012/2013 учебном году согласно инструктивно-методическим письмам Министерства образования Республики Беларусь.
Задачи:
- Создать условия для совершенствования профессионального мастерства педагогов по реализации требований дифференцированного подхода в обучении на уроках химии, биологии и географии.
- Ознакомить с направлениями и задачами методической работы гимназии № 1 на 2012/2013 учебный год.
- Изучить инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь к началу учебного года. Составить памятку по инструктивно-методическим письмам Министерства образования Республики Беларусь.
- Рассмотреть задачи на 2012/2013 учебный год и соотнести их со своей деятельностью, условиями работы.
- Внести коррективы в планирование работы методического объединения в режиме совместного обсуждения и согласования.
- Утвердить циклограмму открытых уроков.
- Спланировать работу с одарёнными учащимися, составить банк сведений об одарённых учащихся на 2012/2013 учебный год.
Форма проведения: круглый стол.
Участвуют в работе: заместитель директора по учебно-методической работе, учителя химии, биологии и географии.
Инструктивно-методический блок
- Обмен впечатлениями о проведенной летней оздоровительной кампании, о педагогических «находках» в этот период.
- Изучение инструктивно-методических писем Министерства образования Республики Беларусь к началу учебного года.
- Задачи методического объединения учителей химии, биологии, географии на 2011/2012 учебный год. Обсуждение плана работы методического объединения и внесение корректив. Закрепление наставничества. Добровольный выбор тем для самообразования на основе собственных потребностей педагогов и их позиций.
- Планирование работы с одарёнными учащимися, составление банка сведений об одарённых учащихся на 2012/2013 учебный год.
Выводы. Предложения.
Рекомендации: изучить инструктивно-методические письма Министерства образования Республики Беларусь с целью их реализации в учебно-воспитательном процессе. Разработать памятку учителю химии, биологии и географии по организации учебного процесса на 2012/2013 учебный год. Рефлексия.
Методический выход: памятка по инструктивно-методическим письмам Министерства образования Республики Беларусь.
Список литературы к теме заседания.
- Инструктивно-методические письма Министерства образования по химии, биологии и географии.
- Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Министерства здравоохранения РБ от 15 июля 2010 года).
- Образовательные Стандарты по химии, биологии и географии.
- Концепции учебных предметов «Химия. Биология. География».
- Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся образовательных учреждений по учебным предметам.
- Кодекс Республики Беларусь об образовании.
ЗАСЕДАНИЕ № 2 (ноябрь)
ТЕМА. Реализация требований дифференцированного подхода в обучении на уроках химии, биологии и географии.
ЦЕЛЬ: создание условий для совершенствования профессионального мастерства педагогов по реализации требований дифференцированного подхода в обучении на уроках химии, биологии и географии.
Задачи:
- Актуализировать знания по методике организации дифференцированного обучения учащихся на уроках химии, биологии и географии.
- Произвести анализ требований дифференцированного подхода в обучении.
- Выявить положительные аспекты уровневой дифференциации.
- Осуществить анализ и самоанализ открытого урока с позиции требований дифференцированного подхода в обучении.
- Составить памятку учителю «Как составить разноуровневую контрольную работу»
Форма проведения: семинар-практикум.
Участвуют в работе: учителя химии, биологии, географии.
Научно-методический блок Вопросы:
Доклад по теме «Методика организации дифференцированного обучения учащихся на уроках химии, биологии и географии»
Учебно-методический блок
Вопросы для обсуждения:
- Основные цели и задачи дифференцированного обучения.
- Уровни усвоения учебного материала.
- Разноуровневая дифференциация обучения на разных этапах учебного процесса.
- Положительные аспекты уровневой дифференциации.
Практическая часть
- Открытый урок с применением уровневой дифференциации.
- Анализ урока с позиции требований дифференцированного подхода в обучении.
Выводы. Предложения.
Рефлексия.
Методический выход: памятка учителю «Как составить разноуровневую контрольную работу».
Список литературы к теме заседания.
- Аршанский Е.Я. , Настольная книга учителя химии: учебно-методическое пособие для учителей – Минск: Сэр-Вит, 2010
- Запрудский, Н. И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем / Н. И. Запрудский. – Минск.: «Сэр-Вит», 2008. – 91с.
- Окунев, А. А. Как учить не уча / А. А.Окунев. –СПб. :Питер Пресс, 1996. – 448 с.
- Поташник, М. М. Как подготовить и провести открытый урок (современная технология): метод. пособие / М. М. Поташник, М. В. Левит. — М. : Пед. об-во России, 2003.
- Хуторской, А. В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А. В.Хуторской. – СПб :Питер, 2001. – 544 с. (Серия «Учебник нового века»).
ЗАСЕДАНИЕ № 3 (январь)
ТЕМА. Развитие информационно-коммуникационных компетенций учащихся на уроках и во внеклассной работе.
ЦЕЛЬ: содействие формированию профессиональной компетентности педагогов по развитию информационно-коммуникационных компетенций учащихся на уроках и во внеклассной работе.
Задачи:
- Разработать алгоритм работы с информацией из различных источников для учащихся.
- Изучить активные методы формирования информационно-коммуникационных умений у учащихся на уроке и во внеурочное время.
- Осуществить анализ открытого урока с позиции требований формирования информационно-коммуникационных умений у учащихся.
- Разработать памятку для учащихся «Алгоритм работы с информацией из различных источников»
Форма проведения: обмен опытом.
Участвуют в работе: учителя химии, биологии, географии.
Научно-методический блок
Выступление по теме «Информационная компетентность – одна из основных составляющих профессиональной компетентности педагога».
Учебно-методический блок
Вопросы для обсуждения:
- Способы обучения учащихся эффективному поиску и структурированию информации.
- Использование УМК и ЭСО для формирования информационно-коммуникационных умений у учащихся.
- Формирование информационно-коммуникационных умений у учащихся на уроке.
- Формирование информационно-коммуникационных умений у учащихся на факультативном занятии и во внеурочное время (работа в проектах, научной секции, олимпиадном движении).
Практическая часть
- Открытый урок с применением информационной технологии.
- Анализ урока с позиции требований формирования информационно-коммуникационных умений у учащихся.
Выводы. Рекомендации.
Рефлексия.
Методический выход: разработка памятки для учащихся «Алгоритм работы с информацией из различных источников».
Список литературы к теме заседания.
- Боборико, Т. Л. Разностороннее использование информационных технологий как средство повышения познавательной деятельности учащихся при изучении химии / Т. Л Боборико., Л. Е Ермачёк // Хiмiя: праблемы выкладання. – 2011, № 9.
- Корепанова, Н. В. Профессионально-личностное становление и развитие педагога / Н. В. Корепанова и др. // Педагогика. – 2003. – №
- Булавинцева, Л. И. Формирование опыта творческой деятельности учащихся. / Булавинцева, Л. И. // Биология в школе. – 2008. - № 6. – С. 16.
ЗАСЕДАНИЕ № 4 (март)
ТЕМА. Отбор содержания учебного материала и организация учебной деятельности при изучении трудных тем по биологии, химии и географии.
ЦЕЛЬ: обучение педагогов отбору содержания учебного материала и организации учебной деятельности при изучении трудных тем по биологии, химии и географии.
Задачи:
- Отработать педагогические подходы для изучения трудных тем по биологии, химии и географии.
- Осуществить моделирование и конструирование уроков по выделенным темам.
Форма проведения: методический фестиваль.
Участвуют в работе: учителя химии, биологии, географии.
Научно-методический блок
Выступление по теме «Отбор содержания учебного материала и организация учебной деятельности при изучении трудных тем по биологии, химии и географии».
Учебно-методический блок
Вопросы для обсуждения
- Улучшение качества усвоения трудных тем по биологии, химии, географии посредством использования эффективных методов обучения.
- Методика формирования основных понятий, законов, принципов, изучаемых в трудных темах по биологии, химии, географии.
- Организация контроля результатов учебной деятельности в рамках рассматриваемых тем.
Практическая часть
- Обмен опытом по преподаванию трудных для усвоения учащимися тем.
Выводы. Предложения.
Рефлексия.
Методический выход: моделирование и конструирование уроков различных типов.
Список литературы к теме заседания.
- Аршанский Е.Я. , Настольная книга учителя химии: учебно-методическое пособие для учителей – Минск: Сэр-Вит, 2010
- Гин, А. А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей / А. А.Гин. - Гомель: ИПП «Сож», 1999. - 88с.
- Запрудский, Н. И. Моделирование и проектирование авторских дидактических систем / Н. И. Запрудский. – Минск.: «Сэр-Вит», 2008. – 91с.
ЗАСЕДАНИЕ № 5 (МАЙ)
ТЕМА. Итоговое заседание
ЦЕЛЬ: подведение итогов активности участия каждого педагога в методической работе в 2011/2012 учебном году.
Задачи:
- Проанализировать результаты деятельности коллектива учителей химии, биологии, географии в 2012/2013. учебном году.
- Сопоставить полученные данные с поставленной общей методической целью.
- Провести презентацию передового педагогического опыта учителей.
Форма проведения: методическая панорама «Поиск, внедрение, опыт».
Участвуют в работе: учителя химии, биологии, географии.
Рефлексия.
Методический выход: анализ работы за год.
Административные решения:
- поощрения педагогических работников;
- предложения;
- рекомендации.