08 Октябрь 2013
Аннотация
Инновационный проект «Внедрение модели использования ИКТ в проектно-исследовательской деятельности учащихся» актуален, так как использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности позволяет решать приоритетные задачи современного образования. Назначение проекта – формирование учебно-познавательных, коммуникативных, информационных компетенций учащихся, позволяющих приобрести умения и навыки, необходимые для жизни в современном обществе.
В проекте сформулированы цель, задачи, представлены методы, формы организации деятельности участников проекта, отражена основная идея инновации, разработано ресурсное обеспечение. Обозначены сроки и этапы реализации инновационного проекта. Определены критерии и показатели эффективности инновационной деятельности.
Разработана и согласована с научным консультантом программа инновационной деятельности по реализации проекта на 2013-2016 годы.
Проект предназначен для внедрения и реализации в условиях учреждения образования нового типа – гимназии.
ПРОЕКТ
«Внедрение модели использования ИКТ в проектно-исследовательской деятельности учащихся»
Современный информационный век проявляет и определяет себя в новых наукоемких технологиях, социальных, экономических и геополитических изменениях. Потребности XXI века требуют подготовки людей, готовых на протяжении всей жизни ставить перед собой цели, планировать свою деятельность, добиваться результата, адекватно оценивать себя и свои возможности. Для этого человеку необходимо обладать креативным и системным мышлением, уметь сотрудничать с другими людьми, использовать все возможные средства для самообразования. Наиболее востребованными в современном обществе являются люди, быстро реагирующие на изменяющуюся ситуацию, нестандартно мыслящие, готовые активно включиться в коллективную деятельность.
Меняется парадигма образования от "образования на всю жизнь" до осмысления необходимости и возможности "образования в течение всей жизни". Идут поиски новых образовательных технологий и методик, новых способов передачи знаний и развития мотивации обучающихся. Современное образование призвано помочь ребёнку обрести необходимые компетенции для того, чтобы стать успешным в жизни.
Основным средством общения и самовыражения современных детей и молодежи являются социальные сети, онлайн-игры. Вместе с тем возможности использования ИКТ для развития личностных качеств, самообразования, социализации, интеллектуального развития значительно шире.
Недостаточный уровень владения компьютерными технологиями у педагогов не позволяет обеспечить сетевое взаимодействие в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель - родитель».
Имеющийся зарубежный опыт внедрения инновационного подхода на примере программы Intel «Обучение для будущего» не используется в практике работы белорусских школ.
Таким образом, возникает необходимость внедрения инновационных технологий для решения возникших проблем.
Анализ образовательного процесса в гимназии показывает, что, несмотря на использование педагогами современных образовательных и информационных компьютерных технологий, низкой остаётся результативность участия в республиканской предметной олимпиаде, активность участия в научно-практических конференциях, творческих конкурсах, интернет-проектах.
Интерес учащихся к учебно-познавательной деятельности снижается. Педагоги не могут в полной мере удовлетворить познавательные запросы учащихся посредствам информационно-коммуникационных технологий, так как навык использования компьютерных технологий у учащихся выше, чем у педагогов. Таким образом, существует необходимость использования информационно-коммуникационных технологий на основе ресурсов Web 2.0, специально ориентированных на организацию коллективной познавательной деятельности, для решения проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов в сфере использования ИКТ и создание мотивации к обучению у учащихся гимназии.
Выбор методов, средств, технологий обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, который определяется образовательными достижениями учащихся:
-
усвоение предметных знаний;
-
умение применять эти знания на практике;
-
овладение междисциплинарными знаниями;
-
коммуникативными умениями;
-
умение работать с информацией, представленной в различном виде;
-
овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач;
-
умение сотрудничать и работать в группах
и др.
Одной из педагогических технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, является метод учебного проекта.
Первоначально метод проектов называли методом проблем и связывали его с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи (1859-1952), а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом.
Метод проектов нашел развитие в работах Шацкого С.Т., Макаренко А.С., Полат Е.С., Бухаркиной М. Ю. и др. Этот метод позволял повысить интерес к решению определенных проблем, давал возможность демонстрировать практическую значимость полученных знаний.
Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом; это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов; это технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.
Данный метод представляется нам наиболее актуальным, так как в его основе лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия и сотрудничества. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик, предоставляет множество возможностей для внедрения ИКТ в самостоятельную познавательную деятельность учащихся.
В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:
• определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;
• выдвижение гипотезы их решения;
• обсуждение методов исследования;
• проведение сбора данных;
• анализ полученных данных;
• оформление конечных результатов;
• подведение итогов, корректировка, выводы.
Типология проектов может быть условно определена по ряду признаков, среди которых выделим:
-
Метод, доминирующий в проекте.
-
Предметно-содержательная область.
-
Характер контактов.
-
Число участников проекта.
-
Продолжительность выполнения проекта.
В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы проектов:
- исследовательские – проекты, подчиненные логике исследования и имеющие структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;
- творческие – проекты, предполагающие соответствующее оформление результатов (совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.д.);
- ролевые, игровые – проекты, в которых участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта;
- ознакомительно-ориентировочные (информационные) – проекты, направленные на сбор информации о каком-либо объекте, явлении;
- практико-ориентировочные (прикладные) – проекты, в которых результат деятельности участников ориентирован на социальные интересы участников.
По признаку «Предметно содержательная область» можно выделить следующие типы:
- монопроекты (внутрипредметные, в рамках одного предмета);
- межпредметные (внутрипредметные, для реализации проектов, требующих знаний из разных предметных областей);
- надпредметные (внепредметный проект, выполняемый на стыке областей знаний).
По характеру контактов различают проекты международные, республиканские, региональные, внутришкольные (гимназические).
По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.
По продолжительности выполнения проекты могут быть краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).
Использование ИКТ в образовании позволяет придать обучению проблемный, исследовательский, творческий характер, развивает самостоятельную познавательную деятельность школьников.
Реализация программы Intel® "Обучение для будущего", центральное место в которой занимает метод проектов, способствует активному внедрению в процесс обучения педагогических технологий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.
Известно, что за десять лет по курсам программы INTEL «Обучение для будущего» только в России обучено 836 тыс. работников образования и студентов педагогических специальностей. В 2011 году в программе приняли участие 128 организаций из 65 регионов России, курсовую подготовку прошли около 80 тыс. учителей и будущих педагогов, из них 4,3 тыс. обучились дистанционно.
За год проведено 165 образовательных мероприятий (семинары, тренинги, конференции), в которых участвовали более 18 тыс. педагогов.
В 2013 году в России уже прошли обучение 3423 чел., проведено мероприятий – 9, общее количество участников мероприятий 10413 чел.
Внедрение модели использования ИКТ в проектно-исследовательской деятельности учащихся станет основой для формирования учебно-познавательных, коммуникативных, информационных компетенций, необходимых для того, чтобы стать успешными в жизни.
Метод проектов требует изменения позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся, на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
В ходе работы над проектом у учащихся формируются различные компетентности, среди которых выделим:
- учебно-познавательные (формирование у учащихся умений и навыков выделить цели проекта, планировать свою деятельность, анализировать полученные результаты, выполнять рефлексию и самооценку);
- коммуникативные (умения и навыки взаимодействия с окружающими, навыками работы в команде, владение социальными ролями);
- информационные (умения и навыки поиска, анализа и отбора необходимой информации, ее преобразования, хранения и передачи).
Модель предполагает участие в гимназических, региональных, республиканских и международных проектах. Проектно-исследовательская деятельность может осуществляться внутри одного предмета, носить межпредметный или надпредметный характер. Использование ИКТ позволит создавать творческие, информационные и практико-ориентированные проекты.
В основе данной модели лежат:
-
Совместная деятельность учащихся и педагогов.
-
Самостоятельная и совместная деятельность учащихся.
-
Взаимодействие учреждения образования с родителями.
Совместная деятельность учащихся и педагогов:
-
изучение образовательных запросов учащихся в области применения ИКТ,
-
организация работы НОУ «Эврика»,
-
проведение онлайн-консультаций,
-
диагностика уровня исследовательских и коммуникативных навыков учащихся,
-
организация проектно-исследовательской деятельности учащихся,
-
организация и проведение открытых районных конференций исследовательских работ,
-
организация конференций, конкурсов, дистанционных олимпиад, Интернет-акций и проектов, предметных недель и др.
-
использование открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов,
-
самостоятельное создание сетевого учебного содержания,
-
освоение информационных концепций, знаний и навыков,
-
создание учебных ситуаций, в которых можно наблюдать и изучать недоступные ранее феномены,
-
создание учебных «виртуальных сетей» (теги).
Самостоятельная и совместная деятельность учащихся:
-
целеполагание,
-
планирование, анализ и рефлексия собственной деятельности,
-
поиск и обработка необходимой информации с помощью ИКТ,
-
наблюдения и исследования в рамках реализации проектов,
-
обработка результатов наблюдений и исследований,
-
оформление проектов с помощью ИКТ,
-
участие в конференциях, конкурсах, дистанционных олимпиадах, Интернет-акциях и проектах, предметных неделях и др.,
-
создание программных продуктов.
Взаимодействие учреждения образования с родителями:
-
привлечение родителей к участию в образовательном процессе,
-
оказание психолого-педагогической помощи родителям в повышении их информационно-педагогической, компьютерной грамотности,
-
консультирование в вопросах педагогического взаимодействия с детьми.
Гипотеза проекта: внедрение модели использования ИКТ в проектно-исследовательской деятельности учащихся станет основой для формирования учебно-познавательных, коммуникативных, информационных компетенций, необходимых для самостоятельного приобретения новых знаний и использования их в разнообразных видах деятельности.
Новизна проекта состоит в интенсификации образовательного процесса через использование ИКТ, что позволит развивать ключевые компетенции необходимые человеку XXI века (интеллектуальную активность, коммуникативность, творчество, адаптивность, социальную ответственность, критическое мышление).
Содержанием инновации является включение в методологическую составляющую образовательного процесса проектной исследовательской деятельности и ресурсов Web 2.0 для сетевого взаимодействия в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель - родитель».
Структура инновации:
деятельностная: мотив – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты;
субъектная: директор, заместители, педагоги, учащиеся, проектные группы, родители, спонсоры, методисты, консультанты;
управленческая: планирование – организация – руководство – контроль.
Основная идея инновационного проекта заключается в развитии навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся через широкое применение инновационных образовательных и компьютерных технологий.
Для внедрения модели использования ИКТ в проектно-исследовательской деятельности школьников в образовательный процесс Государственного учреждения образования «Гимназия №1 г.Волковыска» созданы необходимые условия:
-
наличие положительного опыта работы администрации, педагогического коллектива по использованию современных образовательных и информационных технологий в образовательном процессе, управленческой и исследовательской деятельности;
-
наличие команды высокомотивированных педагогов, готовых к внедрению инновации;
-
наличие поддержки управления образования Волковысского райисполкома, специалистов ГУО «Гродненский областной институт развития образования», ученых ГУО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы»;
-
наличие современной материально-технической базы учреждения образования,
что позволяет осуществлять образовательный процесс на основе инновационного проекта «Внедрение модели использования ИКТ в проектно-исследовательской деятельности школьников».
Реализация проекта будет способствовать:
-
положительной динамике качества образования: повышению результативности участия школьников в республиканской предметной олимпиаде, активности участия в научно-практических конференциях, творческих конкурсах, интернет-проектах, успешной социализации выпускников школы;
-
повышению уровня профессионально-педагогической культуры педагогов;
-
формированию учебно-познавательных, коммуникативных, информационных компетенций.
Методы: теоретический анализ научной, педагогической, методической литературы, научных исследований; интерактивные методы обучения; метод проектов; метод исследований; методы сравнения и наблюдения; анализ статистических данных, методы эффективной организации труда людей, методы применения средств ИКТ.
Цель проекта: повышение качества образования через внедрение модели использования ИКТ в проектно-исследовательской деятельности учащихся.
Задачи:
-
Изучить нормативные документы по теме проекта и создать локальные нормативные акты, необходимые для его реализации.
-
Проанализировать зарубежный и отечественный опыт внедрения программы Intel «Обучение для будущего».
-
Обеспечить компетентностную подготовку педагогов для реализации инновационного проекта.
-
Разработать учебно-методическое обеспечение проекта.
-
Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение проекта.
-
Организовать реализацию проекта всеми его участниками.
-
Осуществить мониторинг процесса и результатов инновационной работы.
-
Обобщить результаты внедрения модели использования ИКТ в проектно-исследовательской деятельности учащихся.
-
Обобщить, систематизировать, транслировать опыт педагогов гимназии по использованию ИКТ в проектно-исследовательской деятельности.
Сроки реализации: 2013- 2016 гг.