Аннотация

 

Инновационный проект «Внедрение модели использования ИКТ в проектно-исследовательской деятельности учащихся» актуален, так как использование ИКТ в проектно-исследовательской деятельности позволяет решать приоритетные задачи современного образования. Назначение проекта – формирование учебно-познавательных, коммуникативных, информационных компетенций учащихся, позволяющих приобрести умения и навыки, необходимые для жизни в современном обществе.

 

В проекте сформулированы цель, задачи, представлены методы, формы организации деятельности участников проекта, отражена основная идея инновации, разработано ресурсное обеспечение. Обозначены сроки и этапы реализации инновационного проекта. Определены критерии и показатели эффективности инновационной деятельности.

 

Разработана и согласована с научным консультантом программа инновационной деятельности по реализации проекта на 2013-2016 годы.

 

Проект предназначен для внедрения и реализации в условиях учреждения образования нового типа – гимназии.


ПРОЕКТ

 

«Внедрение модели использования  ИКТ в проектно-исследовательской деятельности учащихся»


Современный информационный век проявляет и определяет себя в новых наукоемких технологиях, социальных, экономических и геополитических изменениях. Потребности XXI века требуют подготовки людей, готовых на протяжении всей жизни ставить перед собой цели, планировать свою деятельность, добиваться результата, адекватно оценивать себя и свои возможности. Для этого человеку необходимо обладать креативным и системным мышлением, уметь сотрудничать с другими людьми, использовать все возможные средства для самообразования. Наиболее востребованными в современном обществе являются люди, быстро реагирующие на изменяющуюся ситуацию, нестандартно мыслящие,  готовые активно включиться в коллективную деятельность.

 

Меняется парадигма образования от "образования на всю жизнь" до осмысления необходимости и возможности "образования в течение всей жизни". Идут поиски новых образовательных технологий и методик, новых способов передачи знаний и развития мотивации обучающихся. Современное образование призвано помочь ребёнку обрести необходимые компетенции для того, чтобы стать успешным в жизни.

 

Основным средством общения и самовыражения современных детей и молодежи являются социальные сети, онлайн-игры.  Вместе с тем возможности использования ИКТ для развития личностных качеств, самообразования, социализации, интеллектуального развития значительно шире.

 

Недостаточный уровень владения компьютерными технологиями у педагогов не позволяет обеспечить сетевое взаимодействие в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель - родитель».

 

Имеющийся зарубежный опыт внедрения инновационного подхода на примере программы Intel «Обучение для будущего» не используется в практике работы белорусских школ.

 

Таким образом, возникает необходимость внедрения инновационных технологий для решения возникших проблем.

 

Анализ образовательного процесса в гимназии показывает, что, несмотря на использование педагогами современных образовательных и информационных компьютерных технологий, низкой остаётся результативность участия в республиканской предметной олимпиаде, активность участия в научно-практических  конференциях, творческих конкурсах, интернет-проектах.

 

Интерес учащихся к учебно-познавательной деятельности снижается. Педагоги не могут  в полной мере удовлетворить познавательные запросы учащихся посредствам информационно-коммуникационных технологий, так как  навык использования компьютерных технологий у учащихся выше, чем у педагогов. Таким образом, существует необходимость использования информационно-коммуникационных технологий на основе ресурсов Web 2.0, специально ориентированных на организацию коллективной познавательной деятельности, для решения проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов в сфере использования ИКТ и создание мотивации к обучению у учащихся гимназии.

 

Выбор методов, средств, технологий обучения должен опираться на требования к качеству современного образования, который определяется образовательными достижениями учащихся:

 

  • усвоение предметных знаний;

  • умение применять эти знания на практике;

  • овладение междисциплинарными знаниями;

  • коммуникативными умениями;

  • умение работать с информацией, представленной в различном виде;

  • овладение информационными технологиями и их использование при решении различных задач;

  • умение сотрудничать и работать в группах

 

и др.

 

Одной из педагогических технологий, позволяющих существенно повысить качество образовательного процесса, является метод учебного проекта.

 

Первоначально метод проектов называли методом проблем и связывали его с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогомДжоном Дьюи (1859-1952), а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом.

 

Метод проектов нашел развитие в работах Шацкого С.Т., Макаренко А.С., Полат Е.С., Бухаркиной М. Ю. и др. Этот метод позволял повысить интерес к решению определенных проблем, давал возможность демонстрировать практическую значимость полученных знаний.

 

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным способом; это совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов; это технология, которая включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

 

Данный метод представляется нам наиболее актуальным, так как в его основе лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия и сотрудничества. Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик, предоставляет множество возможностей для внедрения ИКТ в самостоятельную познавательную деятельность учащихся.

 

В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:

 

определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования;

 

выдвижение гипотезы их решения;

 

обсуждение методов исследования;

 

проведение сбора данных;

 

анализ полученных данных;

 

оформление конечных результатов;

 

подведение итогов, корректировка, выводы.

 

Типология проектов может быть условно определена по ряду признаков, среди которых выделим:

 

  1. Метод, доминирующий в проекте.

  2. Предметно-содержательная область.

  3. Характер контактов.

  4. Число участников проекта.

  5. Продолжительность выполнения проекта.

 

В соответствии с методом, доминирующим в проекте, можно выделить следующие типы проектов:

 

- исследовательские – проекты, подчиненные логике исследования и имеющие структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием;

 

- творческие – проекты, предполагающие соответствующее оформление результатов (совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т.д.);

 

- ролевые, игровые – проекты, в которых участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта;

 

- ознакомительно-ориентировочные (информационные) – проекты, направленные на сбор информации о каком-либо объекте, явлении;

 

- практико-ориентировочные (прикладные) – проекты, в которых результат деятельности участников ориентирован на социальные интересы участников.

 

По признаку «Предметно содержательная область» можно выделить следующие типы:

 

- монопроекты (внутрипредметные, в рамках одного предмета);

 

- межпредметные (внутрипредметные, для реализации проектов, требующих знаний из разных предметных областей);

 

- надпредметные (внепредметный проект, выполняемый на стыке областей знаний).


По характеру контактов различают проекты международные, республиканские, региональные, внутришкольные (гимназические).


По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.


По продолжительности выполнения проекты могут быть краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).


Использование ИКТ в образовании позволяет придать обучению проблемный, исследовательский, творческий характер, развивает самостоятельную познавательную деятельность школьников.

 

Реализация программы Intel® "Обучение для будущего", центральное место в которой занимает метод проектов, способствует активному внедрению в процесс обучения педагогических технологий с использованием средств информационных и коммуникационных технологий.

 

Известно, что за десять лет по курсам программы INTEL «Обучение для будущего» только в России обучено 836 тыс. работников образования и студентов педагогических специальностей. В 2011 году в программе приняли участие 128 организаций из 65 регионов России, курсовую подготовку прошли около 80 тыс. учителей и будущих педагогов, из них 4,3 тыс. обучились дистанционно.

 

За год проведено 165 образовательных мероприятий (семинары, тренинги, конференции), в которых участвовали более 18 тыс. педагогов.

 

В 2013 году в России уже прошли обучение 3423 чел., проведено мероприятий – 9, общее количество участников мероприятий 10413 чел.

 

Внедрение модели использования ИКТ в проектно-исследовательской деятельности учащихся станет основой для формирования учебно-познавательных, коммуникативных, информационных компетенций, необходимых для того, чтобы стать успешными в жизни.

 

Метод проектов требует изменения позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся, на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

 

В ходе работы над проектом у учащихся формируются различные компетентности, среди которых выделим:

 

- учебно-познавательные (формирование у учащихся умений и навыков выделить цели проекта, планировать свою деятельность, анализировать полученные результаты, выполнять рефлексию и самооценку);

 

- коммуникативные (умения и навыки взаимодействия с окружающими, навыками работы в команде, владение социальными ролями);

 

- информационные (умения и навыки поиска, анализа и отбора необходимой информации, ее преобразования, хранения и передачи).


Модель предполагает участие в гимназических, региональных, республиканских и международных проектах. Проектно-исследовательская деятельность может осуществляться внутри  одного предмета,  носить межпредметный или надпредметный характер. Использование ИКТ позволит создавать творческие, информационные и практико-ориентированные проекты.

 

В основе данной модели лежат:

 

  • Совместная деятельность учащихся и педагогов.

  • Самостоятельная и совместная деятельность учащихся.

  • Взаимодействие учреждения образования с родителями.

 

Совместная деятельность учащихся и педагогов:

 

  • изучение образовательных запросов учащихся в области применения ИКТ,

  • организация работы НОУ «Эврика»,

  • проведение онлайн-консультаций,

  • диагностика уровня исследовательских и коммуникативных навыков учащихся,

  • организация проектно-исследовательской деятельности учащихся,

  • организация и проведение открытых районных конференций исследовательских работ,

  • организация конференций, конкурсов, дистанционных олимпиад, Интернет-акций и проектов, предметных недель и др.

  • использование  открытых, бесплатных и свободных электронных ресурсов,

  • самостоятельное создание сетевого учебного содержания,

  • освоение информационных концепций, знаний и навыков,

  • создание учебных ситуаций, в которых можно наблюдать и изучать недоступные  ранее феномены,

  • создание учебных «виртуальных  сетей» (теги).

 

Самостоятельная и совместная деятельность учащихся:

 

  • целеполагание,

  • планирование, анализ и рефлексия собственной деятельности,

  • поиск и обработка необходимой информации с помощью ИКТ,

  • наблюдения и исследования в рамках реализации проектов,

  • обработка результатов наблюдений и исследований,

  • оформление проектов с помощью ИКТ,

  • участие в конференциях, конкурсах, дистанционных олимпиадах, Интернет-акциях и проектах, предметных неделях и др.,

  • создание программных продуктов.

 

Взаимодействие учреждения образования с родителями:

 

  • привлечение родителей к участию в образовательном процессе,

  • оказание психолого-педагогической помощи родителям в повышении их информационно-педагогической, компьютерной грамотности,

  • консультирование в вопросах педагогического взаимодействия с детьми.


Гипотеза проекта: внедрение модели использования ИКТ в проектно-исследовательской деятельности учащихся станет основой для формирования учебно-познавательных, коммуникативных, информационных компетенций, необходимых для самостоятельного приобретения новых знаний и использования их в разнообразных видах деятельности.

 

Новизна проекта состоит в интенсификации образовательного процесса через использование ИКТ, что позволит развивать ключевые компетенции необходимые человеку  XXI века (интеллектуальную активность, коммуникативность, творчество, адаптивность, социальную ответственность, критическое мышление).

 

Содержанием инновации является включение в методологическую составляющую образовательного  процесса проектной исследовательской деятельности и ресурсов Web 2.0 для сетевого взаимодействия в системах «учитель-ученик», «ученик-ученик», «учитель - родитель».

 

Структура инновации:

 

деятельностная: мотив – цель – задачи – содержание – формы – методы – результаты;

 

субъектная: директор, заместители, педагоги, учащиеся, проектные группы, родители, спонсоры, методисты, консультанты;

 

управленческая: планирование – организация – руководство – контроль.

 

Основная идея инновационного проекта заключается в развитии навыков проектно-исследовательской деятельности учащихся через широкое применение инновационных образовательных и компьютерных технологий.

 

Для внедрения модели использования  ИКТ в  проектно-исследовательской  деятельности школьников в образовательный процесс  Государственного учреждения  образования «Гимназия №1 г.Волковыска» созданы необходимые условия:

 

  • наличие положительного  опыта  работы администрации, педагогического коллектива по использованию  современных  образовательных и  информационных технологий в образовательном процессе, управленческой и  исследовательской  деятельности;

  • наличие команды высокомотивированных педагогов, готовых к внедрению инновации;

  • наличие поддержки управления образования  Волковысского райисполкома, специалистов  ГУО «Гродненский областной  институт развития образования», ученых ГУО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы»;

  • наличие современной материально-технической базы учреждения образования,

 

что позволяет осуществлять образовательный  процесс на основе инновационного  проекта «Внедрение модели использования  ИКТ в  проектно-исследовательской  деятельности школьников».

 

Реализация проекта будет способствовать:

 

  • положительной динамике качества образования: повышению результативности участия школьников в республиканской предметной олимпиаде, активности участия в научно-практических  конференциях, творческих конкурсах, интернет-проектах, успешной социализации выпускников школы;

  • повышению уровня профессионально-педагогической культуры педагогов;

  • формированию учебно-познавательных, коммуникативных, информационных компетенций.

 

Методы: теоретический анализ научной, педагогической, методической литературы, научных исследований; интерактивные методы обучения; метод проектов; метод исследований; методы сравнения и наблюдения; анализ статистических данных, методы эффективной организации труда людей, методы применения средств ИКТ.

 

Цель проекта: повышение качества образования через внедрение модели использования ИКТ в проектно-исследовательской деятельности  учащихся.

 

Задачи:

 

  • Изучить нормативные документы по теме проекта и создать локальные нормативные акты, необходимые для его реализации.

  • Проанализировать зарубежный и отечественный опыт внедрения программы Intel «Обучение для будущего».

  • Обеспечить компетентностную подготовку педагогов для реализации инновационного проекта.

  • Разработать учебно-методическое обеспечение проекта.

  • Обеспечить психолого-педагогическое сопровождение  проекта.

  • Организовать реализацию проекта всеми его участниками.

  • Осуществить мониторинг процесса и результатов инновационной работы.

  • Обобщить результаты внедрения модели использования ИКТ в проектно-исследовательской деятельности учащихся.

  • Обобщить, систематизировать, транслировать опыт педагогов гимназии по использованию ИКТ в проектно-исследовательской деятельности.

Сроки реализации: 2013- 2016 гг.

 


Добавить комментарий


Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер