24 Март 2013
В текущем учебном году выпускной экзамен по иностранному языку за курс общего среднего образования проходит в устной форме и состоит из 3 этапов:
1.аудирование (контроль восприятия и понимания иноязычной речи на слух);
2.контроль чтения (понимание текста);
3.беседа по предложенной ситуации (теме).
Подготовка к экзамену
При подготовке к экзамену повторение играет главную роль в формировании механизма воспроизведения материала на экзамене. А успешность воспроизведения материала во многом определяется способом его запоминания.
Запомнить какой-либо повторяемый материал вам поможет метод ключевых слов. Эти слова должны отражать смысл повторяемого материала и логически должны быть связаны между собой, образуя цепочку. Восстанавливая в памяти эту цепочку, вы легко сможете воспроизвести содержание материала.
Помните, что любой повторяемый материал запоминается и воспроизводится намного успешнее и эффективнее, если вы будете хорошо понимать, для чего повторяете этот материал.
Любое испытание – ситуация экстремальная, которая сопровождается напряженным, конфликтным и тревожным состоянием человека. Поэтому ваше знакомство с информацией в области психологии стресса и психотехническими способами снятия внутреннего напряжения может дать вам инструмент самопомощи при подготовке и сдаче испытаний.
Все люди без исключения могут регулировать свое поведение в стрессовой ситуации. Значит, и вы сможете справиться с волнением и напряжением в процессе подготовки к сдаче экзамена, умело используя инструмент самопомощи. Необходимо четко осознать, что очень многое зависит только от вас.
Активность вашего внимания и умственной деятельности можно повысить, например, с помощью приятных запахов (лимон, лаванда) или при наличии негромких фоновых звуков (приятная негромкая музыка, шум дождя за окном и др.)
Не следует забывать, что умственную деятельность повышают манипулирование пальцами, жестикуляция, ходьба. Монотонность, однообразие в работе понижают активность мозговой деятельности. Поэтому вам при монотонной работе через каждые 15 минут делать короткую паузу (1-2 минуты) или переключаться на другую деятельность. При однообразной работе лучше через полтора часа сделать длительный перерыв. Во время перерыва можно расслабиться с закрытыми глазами или, наоборот, заполнить паузу активными движениями: потанцевать под музыку, сделать несколько ритмичных упражнений.
«Сбросить» внутреннее напряжение и успокоиться при подготовке к сдаче экзамена вам помогут методы саморегуляции.
Следует помнить, что психологические методы саморегуляции достаточно индивидуальны, поэтому вам при подготовке и во время сдачи экзамена необходимо найти свои собственные способы самовнушения и саморегуляции.
Технология подготовки к экзамену
Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши и т.п.
Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
Составь план занятий. Для начала определи: кто ты - "сова" или "жаворонок", и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: "немного позанимаюсь", а какие именно разделы и темы.
Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно "раскачаться", можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.
Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут - перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ. Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала. ·
Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься с заданием, а напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.
Подготовке к аудированию помогает многократное прослушивание аудиотекстов на иностранном языке и видиосюжетов. Старайтесь понять общий смысл услышанного и детали. Если Вы не поняли текст во время первого прослушивания, прослушайте текст еще 1-2 раза по частям.
Готовясь к чтению читайте как можно больше иноязычных текстов, имеющих разнообразные сюжеты и жанр. Старайтесь не пользоваться словарями во время чтения, т.к. во время экзамена словарями пользоваться нельзя.
Читайте вслух небольшие отрывки несколько раз в день. Используйте соответствующие аудиокниги при контроле своего произношения.
При подготовке к устному высказыванию несколько раз прочитайте тематическую статью и перескажите ее. Также можно составить план своего рассказа, выделив главные составные части.
Накануне экзамена
Многие считают: для того, чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, "боевого" настроя. Ведь экзамен - это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности. На экзамен ты должен явиться, не опаздывая, лучше за 15-20 минут до начала. При себе нужно иметь несколько ручек.
На экзамене
Для более эффективного использования времени на экзамене постарайтесь заранее смоделировать и проиграть ситуацию испытаний.
Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания (вопросы). Помни: всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем.
Проверь! Оставь время для проверки своих ответов.
Чтение текста
Приступая к чтению текста сосредоточьтесь, просмотри выписанные к тексту незнакомые слова.
Читая текст в первый раз старайся понять общий смысл, читая во второй раз – детали текста.
Получив вопросы к тексту внимательно прочитай их про себя и только после этого приступай к ответу.
Старайся отвечать полно, развернуто.
Содержание заданий :
- 1.Краткое определение основного содержания текста. Например: О чем говорится в тексте? Какова основная идея текста?
- 2.Извлечение из текста основной информации. Найди в тексте ответ на вопрос «…» и прочти его.
- 3.Перед прочтением вслух прочитайте отрывок про себя. Старайтесь читать спокойно, уверенно, достаточно громко и четко.
- 4.Извлечение из текста отдельных фактов и значимых деталей. Например: Что?Где?Когда?Как?Куда?
- 5.Извлечение из текста фактов, требующих развернутого ответа. Например: Зачем?Почему?Как ты думаешь?
Восприятие и понимание иноязычной речи на слух
Второй этап — собеседование с экзаменуемым, стимулом к которому является прослушанный текст.
На этом этапе экзамена проверяются умения воспринимать и понимать устную речь в звукозаписи, извлекать из прослушанного текста запрашиваемую информацию и комментировать её.
Содержание собеседования должно позволять судить о степени понимания прослушанного текста: адекватное понимание текста в целом, определение его главной идеи и вычленение деталей.
Например: Кто? Что? Где? Когда? Как? Куда? Почему? В связи с чем?
Аудиотекст продолжительностью около 1,5 минут прослушивается индивидуально через наушники дважды. Перед прослушиванием учащийся получает вопросы к тексту.
Перед прослушиванием текста сосредоточься, настрой звуковые параметры, обратитесь к члену экзаменационной комиссии, если не удалось сделать это самостоятельно.
Прослушивая текст в первый раз старайся воспринять общий смысл текста.
Просмотри вопросы к тексту перед вторым прослушиванием. Во время 2 прослушивания разрешается делать пометки.
Слушая текст во второй раз, старайся воспринять детали. После прослушивания набросай ответы на предложенные вопросы.
Беседа по предложенной теме (ситуации)
Третий этап — беседа, стимулом к которой является ситуация общения, предлагаемая экзаменатором.
Задача данного этапа экзамена состоит в проверке умений монологической и диалогической речи.
Содержание предлагаемых для выполнения заданий должно стимулировать экзаменуемого к спонтанной речи. Эти задания включают вопросы-стимулы, ответы на которые требуют использования отдельных реплик и развёрнутых высказываний относительно услышанного.
Рекомендуемое содержание заданий:
- 1.Задание, выполняя которое экзаменуемый имеет возможность опереться на изученный в процессе обучения материал. Например: Давай поговорим о здоровом образе жизни. Ты следишь за своим здоровьем? Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?
- 2.Задание уточняющего характера, содержание которого касается личного опыта экзаменуемого и предполагает утвердительную или отрицательную реплику, которую нужно прокомментировать. Например: Согласен ли ты с мнением о том, что курение действительно опасно для здоровья человека? Почему?
- 3.Задание, побуждающее экзаменуемого инициировать беседу, проявить заинтересованность в чём-то, задать встречные вопросы. Например: Представь, что ты беседуешь с зарубежным сверстником о здоровом образе жизни. Что бы ты прежде всего у него спросил?
- 4.Задание, побуждающее экзаменуемого дать совет, аргументированную рекомендацию. Например: В школе есть ребята, которые курят. Посоветуй, что нужно сделать, чтобы они поняли, что это вредно.
- 5.Задание, требующее от экзаменуемого выражения своей точки зрения, рассуждения о фактах, событиях, приведения примеров и аргументов. Например: Тебе приходилось пропагандировать здоровый образ жизни среди молодых людей? Если да, расскажи, как ты это делал. Если нет, как ты это сделаешь?
Тема: «Выбор профессии»
1.Давай поговорим о твоей будущей профессии. Какова идеальная профессия?
2.Кем бы ты не хотел быть? Почему?
3.Представьте, что вы нанимаете работника на свое предприятие. Какие вопросы вы ему зададите? (задайте 3 вопроса)
4.Дайте совет, как себя вести на собеседовании, чтобы произвести хорошее впечатление на работодателя.
5.Говорят, что нужно хорошо владеть компьютером, чтобы получить хорошую работу? Согласны ли вы с этим?
Перед началом ответа сосредоточься, внимательно ознакомься с ситуацией. Составь план ответа. Мысленно проговори основные пункты плана. Приступай к ответу. Излагай материал (тему) четко, спокойно, не торопясь, в надлежащем темпе. Отвечай полно, развернуто. Старайся в своем ответе максимально раскрыть тему.
При ответе на дополнительные вопросы также отвечай полно, четко, развернуто не отвлекаясь от сути вопроса. Если вопрос не понят, переспроси, попроси повторить вопрос, уточни суть вопроса.
Заранее продумай свое сообщение, составь примерный план своего высказывания. Отработай отдельные слова и устойчивые фразы в материале по теме. Материалом для подготовки устного высказывания могут служить готовые темы, которые можно найти в учебных пособиях. Темы для высказывания желательно составлять самому или компилируя из нескольких пособий — так больше шанс избежать ошибки и проявить индивидуальность. Чем больше топиков на стандартные темы («Моя семья», «Работа», «Путешествия») ты выучишь, тем больше вероятность, что при получении нестандартной темы ты наберешь по несколько готовых фраз из каждой темы и продемонстрируешь приличный ответ. Выучи список слов-связок типа «je suppose que», «Il me semble», «par exemple», «évidemment», чтобы избегать пауз, когда будешь собираться с мыслями.