27 Октябрь 2012
1. Общее положение
Методические объединения (МО) являются основным структурно-профессиональным подразделением УО, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, исследовательско-экспериментальной работы по одному или нескольким учебным предметам.
МО организуется при наличии трех и более учителей по одному учебному предмету или по одной образовательной области. В состав методического объединения могут входить учителя смежных учебных предметов.
Учителя, входящие в состав МО, осуществляют подготовку учащихся по учебным предметам соответствующей образовательной области.
Учебно-воспитательную, методическую и исследовательско-экспериментальную работу МО осуществляет на основе настоящего положения, приказов и иных нормативных правовых документов Министерства образования и региональных органов управления образования, устава ОУ.
2. Цели и задачи деятельности методического объединения
МО как структурное подразделение УО создается для решения определенных целей и задач:
1. удовлетворения потребностей обучающихся в нравственном, интеллектуальном и культурном развитии;
2. организации и проведения на высоком профессиональном уровне учебно-воспитательной, методической и исследовательской работы по одной или нескольким родственным дисциплинам;
3. совершенствования методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического и материально-технического обеспечения;
4. повышения педагогической квалификации учителей;
5. проведения педагогических экспериментов;
6. организации и проведения работы по профессиональной ориентации выпускников и подготовки их к поступлению в высшие учебные заведения.
3. Основные направления деятельности методического объединения:
1. Анализ результатов образовательной деятельности по учебным предметам.
2. Участие в разработке вариативной части учебных планов, внесение изменений в требования к минимальному объему и содержанию учебных курсов.
3. Разработка интегрированных учебных программ по учебным предметам и согласование их с учебными программами других образовательных областей для более полного обеспечения усвоения учащимися требований государственных образовательных стандартов.
4. Подготовка и обсуждение рукописей учебно-методических пособий и дидактических материалов по учебным предметам.
5. Проведение открытых занятий и открытых внеклассных мероприятий по учебным предметам.
6. Обсуждение методики проведения отдельных видов учебных занятий и содержания дидактических материалов к ним.
7. Рассмотрение вопросов организации, руководства и контроля исследовательской работы учащихся.
8. Организация и проведение педагогических экспериментов по поиску и внедрению новых технологий обучения.
9. Взаимные посещения занятий как внутри МО, так и между учителями различных методических формирований с целью обмена опытом и совершенствования методики преподавания учебных предметов.
10. Совместные заседания с родственными методическими формированиями в целях изучения и обмена опытом работы.
11. Участие в разработке положений о проведении конкурсов, олимпиад, соревнований по предметам.
4. Организация работы методического объединения
Возглавляет МО руководитель, назначаемый директором УО из числа наиболее опытных и авторитетных педагогов по согласованию с членами МО.
Работа МО проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется руководителем МО при непосредственном участии учителей, входящих в его состав, рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с методическим советом и утверждается директором УО.
Заседания МО проводятся не реже одного раза в четверть. По каждому из обсуждаемых на заседании вопросов разрабатываются рекомендации, которые фиксируются в протоколе. Протокол подписывается председателем МО и секретарем. При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических формирований, на заседания приглашаются их руководители (учителя).
5. Права и обязанности методического объединения
Методическое объединение имеет право:
1. готовить предложения и рекомендовать учителей для повышения квалификационной категории;
2. выдвигать предложения об улучшении образовательного процесса.
3. ставить вопрос перед администрацией о публикации материалов ППО, накопленного в МО;
4. ставить вопрос перед администрацией о поощрении учителей методического объединения за высокие результаты профессионального труда;
5. рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации;
6. обращаться за консультациями по проблемам учебной деятельности и воспитания учащихся к руководству УО;
7. вносить предложения по совершенствованию организации и содержанию аттестации учителей;
8. выдвигать от МО учителей для участия в конкурсах «Учитель года» и «Наш классный - самый классный»;
9. рекомендовать учителей к участию в органах управления УО.
Методическое объединение обязано:
1. знать нормативные правовые документы Министерства образования, региональных управленческих структур по вопросам образования, воспитания и защиты прав обучаемых, организации образовательного процесса, методической работы;
2. руководствоваться в своей работе настоящим положением;
3. осуществлять работу в соответствии с утвержденным планом;
4. нести ответственность за результаты и качество своей работы.
1. Разработка годового плана работы методического формирования.
2. Знакомство с работой вновь прибывших коллег, уровнем их профессиональной квалификации.
3. Проведение диагностики профессионального уровня педагогов.
4. Организация заседаний методического формирования.
5. Посещение учебных занятий коллег.
6. Организация профессионального взаимодействия, в том числе взаимопосещения и обсуждения открытых занятий коллег.
7. Оказание помощи молодым и малоопытным коллегам в разработке календарно-тематического планирования, отдельных учебных тем, уроков.
8. Обеспечение подготовки педагогов к прохождению аттестации.
9. Оказание помощи заместителю директора, методическому совету в сборе необходимых материалов по обобщению опыта работы педагога, члена методического формирования; непосредственно участие в обобщении ППО; пропаганда его идей.
10. Осуществление ВГК в рамках методической структуры.
11. Организационно-методическое сопровождение процесса освоения педагогами современных образовательных технологий, реализации инновационных проектов, исследовательско-экспериментальной работы.
12. Подготовка педагогов к участию в методических декадах, конкурсах.
13. Создание банка данных эффективного педагогического опыта коллег (ведение профессионального портфолио).
14. Составление аналитических отчетов о проделанной работе.
15. Ведение документации методического формирования, обеспечение ее качественного оформления.
Права членов методического формирования
Педагоги имеют право:
1. на необходимые условия в общеобразовательном учреждении, способствующие их личностно-профессиональному росту (демократизм в общении, наличие методического кабинета, лаборантской, читального зала в библиотеке, научно-методической литературы, возможность работать в компьютерном классе, пользоваться Интернетом, иметь по возможности методический день и др.);
2. готовить предложения и рекомендовать педагогу повысить профессиональную категорию;
3. инициировать вопросы администрации о совершенствовании образовательного процесса в общеобразовательном учреждении; определять методы, методики, технологии проведения учебных занятий;
4. рекомендовать коллегам различные формы повышения квалификации;
5. вносить предложения по организации и содержанию аттестации педагогических кадров;
6. обращаться за помощью к администрации, опытным коллегам по проблемам образовательного процесса;
7. инициировать перед администрацией вопросы о стимулировании педагогов за достигнутые высокие показатели в работе;
8. рекомендовать методическому совету изучить опыт работы своего коллеги;
9. предлагать материалы из опыта работы для публикации в республиканской педагогической печати;
10. вносить предложения по использованию различных форм ВГК в рамках методического формирования, по переводу творчески работающих педагогов на самоконтроль и др.
Направления деятельности МО
Организационная работа включает:
общую характеристику состава педагогов МО (образование, стаж, категория, время прохождения аттестации, курсовое повышение квалификации, тема по самообразованию, участие в общегимназической методической работе и др.);
диагностику личностно-профессионального уровня педагогических кадров;
планирование работы на определенный период;
организацию работы по выполнении плана;
подведение итогов работы педагогов за определенный период;
создание профессионального портфолио МО;
ведение документации МО.
Учебно-методическая работа включает:
анализ результатов образовательного процесса;
планирование различных видов деятельности по повышению квалификации педагогов;
изучение нормативно-правовых документов системы образования;
совершенствование профессионально-педагогической культуры педагогов на основе их участия в организации и проведении различных методических мероприятий МО, общеобразовательного учреждения;
коллективную разработку наиболее сложных тем учебной дисциплины, методику изучения определенных тем;
написание рекомендаций для педагогов, учащихся, родителей, касающихся вопросов образовательного процесса;
диагностику качества знаний учащихся по предмету;
апробацию новых методик, технологий образовательного процесса;
проведение исследовательской работы;
взаимопосещение учебных занятий;
знакомство с ППО и его использование в деятельности педагогов МО;
подготовка учащихся к различным конкурсам, интеллектуальным марафонам, предметным олимпиадам;
подготовка и проведение внеклассных мероприятий по предметам.
Исходя из направлений деятельности МО, разрабатывается план его работы.
Годовой план МО:
1. Тема, над которой работает МО.
2. Цель и задачи деятельности МО на определенный период.
3. Организационно-методическая работа в МО.
4. Учебно-методическая работа в МО.
5. Исследовательско-экспериментальная работа в МО.
6. Совершенствование учебно-методической базы МО.
Структура плана проведения конкретного заседания:
дата проведения заседания МО;
тема заседания;
цель заседания;
задачи, которые должны быть решены в ходе совместной работы;
форма проведения заседания;
вопросы, выносимые на обсуждение;
исполнители;
предварительная работа;
необходимые методические материалы;
выход;
используемая литература;
этапы дальнейшей работы по итогам обсуждаемых вопросов.
Ход каждого заседания МО протоколируется. В протоколе отражается процесс обсуждения вопроса, на основании чего соответственно даются конкретные адресные рекомендации педагогам.
Планирование работы МО:
1. Работа МО планируется исходя из требований государственных нормативных правовых документов системы общего среднего образования, общегимназической педагогической проблемы, профессионального уровня педагогов, их потребностей в творческом росте.
2. Цели и задачи МО должны носить как теоретический, так и прикладной характер.
3. Заседания проводятся не реже одного раза в квартал.
4. Форма проведения заседания определяется его темой, целью и задачами, профессиональными интересами и возможностями педагогов.
5. Заседание предваряет подготовительная работа: изучение педагогами рекомендуемой литературы, практического опыта работы, разработка дидактических материалов, посещение уроков, подготовка методических рекомендаций и др.
6. Учет принципа коллегиальности в планировании, подготовке и проведении заседаний.
Документация МО:
1. Приказ директора о создании МО.
2. Приказ о назначении на должность руководителя МО.
3. Положение о МО.
4. Аналитические материалы по итогам работы МО за предыдущие годы.
5. План работы на год.
6. Банк данных о педагогах МО.
7. Перспективный план аттестации педагогов МО, график прохождения аттестации в текущем году.
8. Перспективный план курсового повышения квалификации педагогов.
9. График проведения контрольных работ.
10. Учебные программы.
11. Календарно-тематическое планирование.
12. Материалы из опыта работы педагогов.
13. Протоколы заседаний МО.
14. Материалы по итогам проведения ВГК, диагностические и другие рабочие материалы.
15. Планы проведения общешкольных методических мероприятий, за проведение которых отвечают педагоги МО и др.