ПОЛОЖЕНИЕ
о методическом объединении
Государственного учреждения образования
«Гимназия № 1 г. Волковыска»

 1. Общее положение

Методические объединения (МО) являются основным структурно-профессиональным подразделением УО, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, исследовательско-экспериментальной работы по одному или нескольким учебным предметам.

МО организуется при наличии трех и более учителей по одному учебному предмету или по одной образовательной области. В состав методического объединения могут входить учителя смежных учебных предметов.

Учителя, входящие в состав МО, осуществляют подготовку учащихся по учебным предметам соответствующей образовательной области.

Учебно-воспитательную, методическую и исследовательско-экспериментальную работу МО осуществляет на основе настоящего положения, приказов и иных нормативных правовых документов Министерства образования и региональных органов управления образования, устава ОУ.

2. Цели и задачи деятельности методического объединения

МО как структурное подразделение УО создается для решения определенных целей и задач:

1. удовлетворения потребностей обучающихся в нравственном, интеллектуальном и культурном развитии; 

2. организации и проведения на высоком профессиональном уровне учебно-воспитательной, методической и исследовательской работы по одной или нескольким родственным дисциплинам; 

3. совершенствования методики проведения различных видов занятий и их учебно-методического и материально-технического обеспечения; 

4. повышения педагогической квалификации учителей; 

5. проведения педагогических экспериментов; 

6. организации и проведения работы по профессиональной ориентации выпускников и подготовки их к поступлению в высшие учебные заведения. 

3. Основные направления деятельности методического объединения: 

1.  Анализ результатов образовательной деятельности по учебным предметам. 

2. Участие в разработке вариативной части учебных планов, внесение изменений в требования к минимальному объему и содержанию учебных курсов. 

3. Разработка интегрированных учебных программ по учебным предметам и согласование их с учебными программами других образовательных областей для более полного обеспечения усвоения учащимися требований государственных образовательных стандартов. 

4. Подготовка и обсуждение рукописей учебно-методических пособий и дидактических материалов по учебным предметам. 

5. Проведение открытых занятий и открытых внеклассных мероприятий по учебным предметам. 

6. Обсуждение методики проведения отдельных видов учебных занятий и содержания дидактических материалов к ним. 

7. Рассмотрение вопросов организации, руководства и контроля исследовательской работы учащихся. 

8. Организация и проведение педагогических экспериментов по поиску и внедрению новых технологий обучения. 

9. Взаимные посещения занятий как внутри МО, так и между учителями различных методических формирований с целью обмена опытом и совершенствования методики преподавания учебных предметов. 

10. Совместные заседания с родственными методическими формированиями в целях изучения и обмена опытом работы. 

11. Участие в разработке положений о проведении конкурсов, олимпиад, соревнований по предметам. 

4. Организация работы методического объединения 

Возглавляет МО руководитель, назначаемый директором УО из числа наиболее опытных и авторитетных педагогов по согласованию с членами МО. 

Работа МО проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется руководителем МО при непосредственном участии учителей, входящих в его состав, рассматривается на заседании методического объединения, согласовывается с методическим советом и утверждается директором УО. 

Заседания МО проводятся не реже одного раза в четверть. По каждому  из обсуждаемых на заседании вопросов разрабатываются рекомендации, которые фиксируются в протоколе. Протокол подписывается председателем МО и секретарем. При рассмотрении вопросов, затрагивающих тематику или интересы других методических формирований, на заседания приглашаются их руководители (учителя). 

5. Права и обязанности методического объединения

 Методическое объединение имеет право: 

1. готовить предложения и рекомендовать учителей для повышения квалификационной категории; 

2. выдвигать предложения об улучшении образовательного процесса. 

3. ставить вопрос перед администрацией о публикации материалов ППО, накопленного в МО; 

4. ставить вопрос перед администрацией о поощрении учителей методического объединения за высокие результаты профессионального труда; 

5. рекомендовать учителям различные формы повышения квалификации; 

6. обращаться за консультациями по проблемам учебной деятельности и воспитания учащихся к руководству УО; 

7. вносить предложения по совершенствованию организации и содержанию аттестации учителей; 

8. выдвигать от МО учителей для участия в конкурсах «Учитель года» и «Наш классный - самый классный»; 

9. рекомендовать учителей к участию в органах управления УО. 

Методическое объединение обязано: 

1. знать нормативные правовые документы Министерства образования, региональных управленческих структур по вопросам образования, воспитания и защиты прав обучаемых, организации образовательного процесса, методической работы; 

2. руководствоваться в своей работе настоящим положением; 

3. осуществлять работу в соответствии с утвержденным планом; 

4. нести ответственность за результаты и качество своей работы. 

 Обязанности руководителя
методического формирования 

1. Разработка годового плана работы методического формирования. 

2. Знакомство с работой вновь прибывших коллег, уровнем их профессиональной квалификации. 

3. Проведение диагностики профессионального уровня педагогов. 

4. Организация заседаний методического формирования. 

5. Посещение учебных занятий коллег. 

6. Организация профессионального взаимодействия, в том числе взаимопосещения и обсуждения открытых занятий коллег. 

7. Оказание помощи молодым и малоопытным  коллегам в разработке календарно-тематического планирования, отдельных учебных тем, уроков. 

8. Обеспечение подготовки педагогов к прохождению аттестации. 

9. Оказание помощи заместителю директора, методическому совету в сборе необходимых материалов по обобщению опыта работы педагога, члена методического формирования; непосредственно участие в обобщении ППО; пропаганда его идей. 

10. Осуществление ВГК в рамках методической структуры. 

11. Организационно-методическое сопровождение процесса освоения педагогами современных образовательных технологий, реализации инновационных проектов, исследовательско-экспериментальной работы. 

12. Подготовка педагогов к участию в методических декадах, конкурсах. 

13. Создание банка данных эффективного педагогического опыта коллег (ведение профессионального портфолио). 

14. Составление аналитических отчетов о проделанной работе. 

15. Ведение документации методического формирования, обеспечение ее качественного оформления. 

 Права членов методического формирования 

Педагоги имеют право: 

1. на необходимые условия в общеобразовательном учреждении, способствующие их личностно-профессиональному росту (демократизм в общении, наличие методического кабинета, лаборантской, читального зала в библиотеке, научно-методической литературы, возможность работать в компьютерном классе, пользоваться Интернетом, иметь по возможности методический день и др.); 

2. готовить предложения и рекомендовать педагогу повысить профессиональную категорию; 

3. инициировать вопросы администрации о совершенствовании образовательного процесса в общеобразовательном учреждении;  определять методы, методики, технологии проведения учебных занятий; 

4. рекомендовать коллегам различные формы повышения квалификации; 

5. вносить предложения по организации и содержанию аттестации педагогических кадров; 

6. обращаться за помощью к администрации, опытным коллегам по проблемам образовательного процесса; 

7. инициировать перед администрацией вопросы о стимулировании педагогов за достигнутые высокие показатели в работе; 

8. рекомендовать методическому совету изучить опыт работы своего коллеги; 

9. предлагать материалы из опыта работы для публикации в республиканской педагогической печати; 

10. вносить предложения по использованию различных форм ВГК в рамках методического формирования, по переводу творчески работающих педагогов на самоконтроль и др. 

 Направления деятельности МО 

Организационная работа включает: 

общую характеристику состава педагогов МО (образование, стаж, категория, время прохождения аттестации, курсовое повышение квалификации, тема по самообразованию, участие в общегимназической методической работе и др.); 

диагностику личностно-профессионального уровня педагогических кадров; 

планирование работы на определенный период; 

организацию работы по выполнении плана; 

подведение итогов работы педагогов за определенный период; 

создание профессионального портфолио МО; 

ведение документации МО. 

Учебно-методическая работа включает: 

анализ результатов образовательного процесса; 

планирование различных видов деятельности по повышению квалификации педагогов; 

изучение нормативно-правовых документов системы образования; 

совершенствование профессионально-педагогической культуры педагогов на основе их участия в организации и проведении различных методических мероприятий МО, общеобразовательного учреждения; 

коллективную разработку наиболее сложных тем учебной дисциплины, методику изучения определенных тем; 

написание рекомендаций для педагогов, учащихся, родителей, касающихся вопросов образовательного процесса; 

диагностику качества знаний учащихся по предмету; 

апробацию новых методик, технологий образовательного процесса; 

проведение исследовательской работы; 

взаимопосещение учебных занятий; 

знакомство с ППО и его использование в деятельности педагогов МО; 

подготовка учащихся к различным конкурсам, интеллектуальным марафонам, предметным олимпиадам; 

подготовка и проведение внеклассных мероприятий по предметам. 

Исходя из направлений деятельности МО, разрабатывается план его работы. 

 Годовой план МО: 

1. Тема, над которой работает МО. 

2. Цель и задачи деятельности МО на определенный период. 

3. Организационно-методическая работа в МО. 

4. Учебно-методическая работа в МО. 

5. Исследовательско-экспериментальная работа в МО. 

6. Совершенствование учебно-методической базы МО. 

Структура плана проведения конкретного заседания: 

дата проведения заседания МО;                     

тема заседания; 

цель заседания; 

задачи, которые должны быть решены в ходе совместной работы; 

форма проведения заседания; 

вопросы, выносимые на обсуждение; 

исполнители; 

предварительная работа; 

необходимые методические материалы;

выход; 

используемая литература; 

этапы дальнейшей работы по итогам обсуждаемых вопросов. 

Ход каждого заседания МО протоколируется. В протоколе отражается процесс обсуждения вопроса, на основании чего соответственно даются конкретные адресные рекомендации педагогам. 

 Планирование работы МО: 

1. Работа МО планируется исходя из требований государственных нормативных правовых документов системы общего среднего образования, общегимназической педагогической проблемы, профессионального уровня педагогов, их потребностей в творческом росте. 

2. Цели и задачи МО должны носить как теоретический, так и прикладной характер. 

3. Заседания проводятся не реже одного раза в квартал. 

4. Форма проведения заседания определяется его темой, целью и задачами, профессиональными интересами и возможностями педагогов. 

5. Заседание предваряет подготовительная работа: изучение педагогами рекомендуемой литературы, практического опыта работы, разработка дидактических материалов, посещение уроков, подготовка методических рекомендаций и др. 

6. Учет принципа коллегиальности в планировании, подготовке и проведении заседаний. 

  Документация МО: 

1. Приказ директора о создании МО. 

2. Приказ о назначении на должность  руководителя МО. 

3. Положение о МО. 

4. Аналитические материалы по итогам работы МО за предыдущие годы. 

5. План работы на год. 

6. Банк данных о педагогах МО. 

7. Перспективный план аттестации педагогов МО, график прохождения аттестации в текущем году. 

8. Перспективный план курсового повышения квалификации педагогов. 

9. График проведения контрольных работ. 

10. Учебные программы. 

11. Календарно-тематическое планирование. 

12. Материалы из опыта работы педагогов. 

13. Протоколы заседаний МО. 

14. Материалы по итогам проведения ВГК, диагностические и другие рабочие материалы. 

15. Планы проведения общешкольных методических мероприятий, за проведение которых отвечают педагоги МО и др.



Добавить комментарий


Баннер
Баннер
Баннер
Баннер
Баннер